понедельник, 4 февраля 2019 г.

Дыхательная гимнастика

              Памятка для родителей

«Комплексы дыхательной гимнастики для детей с речевыми нарушениями»


Упражнения дыхательной гимнастики:
"Овощи, фрукты"
(развитие глубокого вдоха)
Взрослый и ребёнок рассматривают и называют овощи и фрукты, лежащие на блюде. Взрослый делает надрез, а ребёнок нюхает и запоминает запах овощей и фруктов. Взрослый предлагает ребёнку с завязанными глазами понюхать и отгадать по запаху предложенный ему овощ или фрукт.
"Приятный запах"
(развитие речевого дыхания)
Ребёнок подходит к вазочке с очищенным апельсином, яблоком, грушей и т.д. Нюхает и на выдохе произносит: "Хорошо! Вкусно! Приятный запах!"
"Воздушный шарик"
(развитие физиологического дыхания)
Ребёнок ложится на спину, на ковёр, левую руку кладёт на живот, а правую на грудь. По команде взрослого ребёнок вдыхает, выпячивая живот ("шарик надувается"), и выдыхает, втягивая живот ("шарик сдувается").
"Ветер"
(развитие полного дыхания)
Ребёнок сидит, стоит или лежит, туловище расслаблено. Делаем полный выдох носом, втягивая в себя живот и грудную клетку. Затем делаем полный вдох, выпячивая живот и рёбра грудной клетки. Задерживаем дыхание на 3-4 секунды. А потом с силой выпускаем воздух несколькими отрывистыми выдохами сквозь сжатые губы. Это упражнение не только очищает (вентилирует) лёгкие, но и помогает согреться при переохлаждении и даже снимает усталость.
"Радуга обнимашка"
(развитие полного дыхания)
Ребёнок стоит или шагает. Делаем полный вдох носом с разведением рук в стороны. Задерживаем дыхание на 3-4 секунды. Затем растягиваем губы в улыбке, произносим звук "с...", выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки направляем вперёд, затем скрещиваем перед грудью, обнимая плечи.
"Буря в стакане"
(развитие полного дыхания)
Предлагаем ребёнку сделать полный вдох носом и выдохнуть через трубочку, конец которой находится в стакане, наполовину наполненном водой.



"Трубач"

Дыхательная гимнастика «Дровосек»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе
сложите руки топориком и поднимите их вверх.
Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки
на выдохе опустите вниз, корпус наклоните,
позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами.
Произнесите "бах". Повторите с ребенком 6-8 раз.
Дыхательная гимнастика «Сердитый ежик»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик
во время опасности сворачивается в клубок.
Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола,
обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся
на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком,
затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик.
Повторите с ребенком 3-5 раз.
Дыхательная гимнастика «Надуй шарик»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик»
широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает,
затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед
грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» -
хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» -


(развитие полного дыхания)

Ребёнок сидит на стуле, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх ко рту. Медленно выдыхаем с громким произношением звука "п-ф-ф-ф"

" Кипящая каша "
(развитие полного дыхания)
Ребёнок сидит на стуле, одна рука лежит на животе, другая на груди. Выпячивая живот, набираем воздух в грудь (вдох), а затем втягиваем живот и выдыхаем (выдох). При выдохе громко произносим звук "ш-ш-ш".
"Футболисты"
 (развитие речевого дыхания)
Дети сидят напротив друг друга. Ворота можно сделать из карандашей, мячик из ватного шарика. Поочерёдно дуют на ватный шарик, стараясь забить гол в ворота товарища. Следить, чтобы вдох производился через нос, а выдох был плавным и сильным, губы "трубочкой".
"Пёрышко, снежинка, листочек"
(развитие речевого дыхания)
Предложите ребёнку лёгким, длительным ротовым выдохом сдуть с ладони (на уровне рта) пёрышко, снежинку, листочек.
"Кораблик"
Из бумаги изготавливается кораблик. Предложите ребёнку подуть на кораблик, плавающий в тазу с водой, то плавно, то быстрее, и проследить за движением кораблика.
"Блинчик"
Улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу (сделать "блинчик"), подуть, произнося длительно звук "ф-ф-ф". Щёки не надувать.
"Фокус"
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а по середине языка был желобок. Стараемся сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти по середине языка, тогда ватка полетит вверх.
"Пароход гудит"
Предложить ребёнку подуть в пузырёк (как гудит пароход). Улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу, кончик языка касается горлышка пузырька. Пузырёк касается подбородка. Струя воздуха должна быть сильной и идти по середине языка.
Дыхательная гимнастика «Дровосек»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе
сложите руки топориком и поднимите их вверх.
Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки
на выдохе опустите вниз, корпус наклоните,
позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами.
Произнесите "бах". Повторите с ребенком 6-8 раз
Дыхательная гимнастика «Сердитый ежик»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик
во время опасности сворачивается в клубок.
Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола,
обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся
на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком,
затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик.
Повторите с ребенком 3-5 раз.
Дыхательная гимнастика «Надуй шарик»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик»
широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает,
затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед
грудью и выдувает воздух – ффф.
 «Шарик лопнул» -
хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» -


хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» -
ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком,
опуская руки и оседая, как шарик, из которого
выпустили воздух.

Дыхательная гимнастика «Листопад»
Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.
Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья
и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить
ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели.
Попутно можно рассказать, какие листочки с какого
дерева упали.

Дыхательная гимнастика «Гуси летят»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны,
на выдох - опустить вниз с произнесением длинного
звука «г-у-у-у».

Дыхательная гимнастика «Пушок»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
Привяжите на верёвочку лёгкое пёрышко.
Предложите ребёнку дуть на него. Необходимо
следить за тем, чтобы вдох делался только носом,
а выдох - через сложенные трубочкой губы.




Упражнения для дыхания  обучают ребёнка правильному дыханию при пении, но ещё и полезны для профилактики простудных заболеваний, бронхитов и синуситов. Правильное дыхание - это: полноценное насыщение организма кислородом, улучшение функции сердечно-сосудистой системы и укрепление всего аппарата кровообращения, укрепление нервно-психического состояния, повышение общей сопротивляемости организма. Дыхательная гимнастика прививает навыки певческого и речевого дыхания. Эти упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, шею, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д.) и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде. Дыхательная гимнастика имеет широкий спектр воздействия, излечивает массу различных заболеваний органов и систем. Она снимает усталость, бодрит, повышает жизненный тонус, улучшает настроение, память, помогает при лечении заикания, различных неврозов, что особенно важно при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Играйте, занимайтесь, фантазируйте вместе со своими детьми каждый день. И тогда речь Вашего ребёнка будет чёткой и выразительной. А значит, Вы поможете ему избежать многих трудностей в дальнейшем обучении. И Вы, и Ваш ребёнок получите от таких занятий не только удовольствие, но и много пользы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Сформированность фонематического слуха – главное условие успешного обучения грамоте»

  « Сформированность фонематического слуха – главное условие успешного обучения грамоте»               Основной задачей в процессе обучения ...