воскресенье, 3 апреля 2022 г.

Инновационный проект: "Формирование основ пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи"

 

Дошкольники — это маленькие первооткрыватели. Желание постоянно познавать мир зачастую сталкивает их с реальными опасностями, и одна из них — угроза пожара. Число детей, пострадавших по этой причине, растёт с каждым годом. У многих детей отсутствуют навыки правильного поведения в опасных ситуациях. По этой причине занятия, связанные с пожарной безопасностью, в дошкольном учреждении сегодня становятся важной частью педагогического процесса. Лишь систематическая, планомерная образовательная деятельность, подкреплённая содействием родителей, способна сформировать у дошкольников прочные знания, которые помогут сохранить им здоровье, а, возможно, и жизнь.

Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья – одна из актуальнейших задач дошкольного воспитания. При этом важно не только оберегать его от опасностей, но и формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения.

В рамках проекта было   проведено занятие по пожарной безопасности в логопедической группе относится к теме лексической недели « Профессии».Так как образовательную деятельность  можно проводить в различной форме,то самый увлекательный вариант — превратить образовательную деятельность в игру, и особое внимание уделяется  раз витию речи детей с тяжелым нарушением речи.

Для реализации поставленных задач, был подготовлен и использовался соответствующей теме демонстрационный и раздаточный материал.

Образовательный  процесс для детей с ТНР организуется в соответствии с возрастными потребностями и индивидуально-психологическими потребностями развития дошкольников.

 

 

Цель проекта:  формировать у дошкольников основ безопасного поведения в социуме  и развитие речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи

Задачи проекта:

·       дать детям первоначальные сведения о причинах возникновения пожара;

·       показать взаимосвязь пожарных подразделений (диспетчер – боевой расчет, служб спасения: «01», «02», «03», «04»;

·       формировать осторожное отношение к предметам – повышенным источникам пожарной опасности

·       пополнять и активизировать словарный запас , развивать связную речь в процессе реализации проекта

·       закреплять приобретенные произносительные навыки;

·       -совершенствование навыков согласования количественных числительных 1,2,3,4,5 и существительных;

·       -развивать логическое и творческое мышление ,лексико-грамматические представления,

 Ожидаемые результаты: достижение у детей дошкольного возраста основ пожарной безопасности, а также развитие  лексико - грамматических средств языка и связной речи.

Сроки реализации проекта: 2021-2022 учебный год

Основные этапы реализации проекта.

1.Подготовительный этап:

  - чтение художественной литературы Самуила Маршака «Пожар»,

- Экскурсия по детскому саду,  рассматривание плакатов и иллюстраций по пожарной  безопасности,

-разгадывание и заучивание загадок про огонь и  о предметах, связанных с ним, - беседа об электроприборах, беседа о труде пожарных, беседа «Пожар в доме»

- Совместное творчество детей и родителей по теме « Пожар»

2.Организационно-методический этап:

- Разработка перспективный плана работы ;

-Использование  инновационного  подхода к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей: принципы, инструкции, технологии.

 

 

 

3.Основной этап:

- выполнение перспективного плана работы по формированию у детей основ по пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста.

- проведение и групповых коррекционных занятий по теме пожарная    безопасность

            - привлечение заинтересованных лиц (родителей)

4. Заключительный этап:

-анализ проделанной работы.

Содержание

Волшебная сказка

« Огонь»

Показать роль огня в жизни человека, как положительную, так и отрицательную; формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылки экологического сознания.

Сюжетно-ролевая игра « Мы пожарники»

Одной из первых форм детской игровой деятельности является сюжетно-ролевая игра. Дети с общим недоразвитием речи в силу своих особенностей требуют значительно большего участия взрослых в их игровой деятельности, чем нормально развивающиеся сверстники.

При помощи игры  активизируется в речи детей слова: пожарный, тушить;  пожарная  машина, воспитывается  интерес к профессии пожарный

 

 

 

 

Эстафета: « Кто быстрее оденет пожарную форму»

 

Сформировать у детей интерес к профессии пожарного, закрепить знания об экипировке пожарного.

 Необходимо найти предметы одежды  относящейся к профессии пожарного.

 

                     Тренинг

             « Подружимся с огнём»

Каждый ребенок передает друг другу свечку со словами: « Меня зовут…. Я держу волшебный огонек. Он мой друг.

 

 

Дыхательное упражнение

Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений.

·       « Задуй свечку»

Предложить подуть на свечку так, чтобы задуть пламя. Вдох через нос, выдох через рот.

Важным моментом является, чтобы выдох был длительный, сильный и плавный и самое главное, чтобы щеки не надувались  воздух не встречал преград.

 

Графический диктант

Развивает ориентацию в пространстве письменного листа. С его помощью также определяется умение внимательно слушать и точно выполнять указания педагога, правильно воспроизводить заданное направление, линии, фигуры

         «Спешим на пожар»

Логопед читает задание:

Покажи путь, который

должна     пройти эта машина:

1. Две клеточки вверх.

2. Две клеточки влево.

3. Три клеточки вверх.

4. Две клеточки вправо.

5. Одна клеточка вверх.

6. Четыре клеточки влево.

7. Три клеточки вверх

 

Лексико - грамматическое упражнение

         «Посчитай искры».

совершенствование навыков согласования количественных числительных 1,2,3,4,5 и существительных.

                    

 

 

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации

Для  того чтобы вызвать интерес у детей,  необходимо  использовать сюрпризный момент, так как дошкольники с нарушением речи часто отличаются замедленным включением в новый вид деятельности или переключением на другой. С целью реализации образовательных задач необходима мотивация :узнать что лежит в конверте ,который прислали дети младшей группы, в котором было письмо  о просьбе найти предметы ,необходимые при пожаре,  для пожарного щита

Чтобы поощрить детей за выполненные задания ,дошкольники получают фишки, за каждое выполненное задание  , которые можно обменять на противопожарный предмет для младшей группы.

 

 

               Предполагаемые конечные результаты^

у дошкольников:

·       сформируются навыки осторожного отношение к предметам – повышенным источникам пожарной опасности;

·       активизируется словарь по теме: «Пожарная безопасность»

·       совершенствуются  навыки  составления правил пожарной безопасности по картинкам

·       сформируются навыки поведения  в чрезвычайных ситуациях

·       закрепятся телефоны служб экстренного реагирования

·       сформируется лексико-грамматические представления и связная речь

·       улучшится концентрация внимания

 

Социальная значимость проекта

Формирования основы безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с пожарной безопасностью – это формирования полноценного восприятия детьми окружающей действительности, основа познания мира, первая ступень накопления опыта. Успешность познавательного развития детей зависит от того насколько у ребёнка расширено содержание сознания за счёт: сведений о событиях и явлений, о  недоступных его посредственному наблюдению.

 

 

                    Список использованных источников

 

 Гуревич А. и др. Безопасность ребенка в большом городе: Педагогические и социальные технологии. М., 2002.

2. Белая К. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников. М., 2001

3. Стеркина Р. И др. Основы безопасности детей дошкольного возраста. М. ,1998.

4. Мошкин В. Воспитание культуры личной безопасности //Основы безопасности жизнедеятельности. 2000. №8. С. 13-16.

5. Детский сад от А до Я. 2006.№4.

6. Голицина Н. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. М. ,2007.

7. Жукова О. и др. Азбука «Ау!». Детство-пресс, 2008.

8. Шорыгина Т. Беседы о правилах пожарной безопасности, М., 2008.

9. Прилепко Е. Пожарная безопасность для дошкольников. М. 2008.

10. Аралина Н. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. М. 2007.

11. Шорыгина Т. Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет. М. 2007

 

 

19 комментариев:

  1. Интересный проект по правилам пожарной безопасности

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за подробно изложенную информацию, было полезно читать и почерпнуть новые знания.

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо за представленный материал

    ОтветитьУдалить
  4. очень познавательно и интересно.спасибо

    ОтветитьУдалить
  5. Содержательная и своевременная информация.

    ОтветитьУдалить
  6. Познавательный,доступный материал. Изложен интересно.Почерпнули много полезного. Будем использовать. Спасибо огромное.

    ОтветитьУдалить
  7. Спасибо за актуальную и познавательно информацию

    ОтветитьУдалить
  8. Благодарю за интересный и доступный материал.

    ОтветитьУдалить
  9. Отличный проект. Интересный и поучительный материал.

    ОтветитьУдалить
  10. Очень интересно и познавательно. Спасибо

    ОтветитьУдалить
  11. спасибо за предоставленную информацию

    ОтветитьУдалить
  12. Спасибо, очень полезная, интересная информация!

    ОтветитьУдалить
  13. Благодарю за доступный материал.

    ОтветитьУдалить
  14. Данная разработка очень пригодилась для подготовки занятия по ОБЖ. Спасибо.

    ОтветитьУдалить

Сформированность фонематического слуха – главное условие успешного обучения грамоте»

  « Сформированность фонематического слуха – главное условие успешного обучения грамоте»               Основной задачей в процессе обучения ...