Использование здоровьесберегающих технологий, для
активизации речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста
с
тяжелыми нарушениями речи
Муниципальное
бюджетное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования город Краснодар
«Детский сад комбинированного вида № 202»
Аннотация: В статье рассматриваются
здоровьесберегающие технологий с детьми старшего дошкольного возраста с
тяжелыми нарушениями речи.
Ключевые слова: дыхательная, артикуляционная, пальчиковая
гимнастика, кинезеологические
упражнения.
В последние годы выявилась устойчивая тенденция к
существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного
возраста, что обусловило увеличение количества детей с ОВЗ в ДОУ, в том числе с
нарушением речи.
В
связи с этим актуальным становится вопрос о внедрении в практику работы ДОУ
здоровьесберегающих образовательных технологий, т.е такой организации
образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное
обучение, развитие и воспитание детей происходят без ущерба их здоровью, а
наоборот способствуют его укреплению. Особенно это важно для детей, посещающих
ДОУ компенсирующего вида.
Поэтому одним из перспективных средств коррекционно-развивающей
работы с детьми с тяжелым нарушением речи в деятельности логопеда становится
использование здоровьесберегающих технологий. Эти методы работы являются
эффективными средствами коррекции, помогающими достижению максимально
возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего
оздоровления детей дошкольного возраста.
Здоровьесберегающие
технологии - это система мер,
включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды,
направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и
развития. Данные технологии направлены на решение приоритетной задачи
современного образования – сохранение, поддержание и обогащение здоровья
субъектов педагогического процесса: детей, педагогов и родителей. Использование
здоровьесберегающих технологий в ДОУ, прежде всего, способствует сохранению и
укреплению психического и соматического здоровья воспитанников. Кроме того, использование этих методов и
приемов помогает организовывать занятия интереснее и разнообразнее.
В практической деятельности
логопедов можно применять следующие здоровьесберегающие компоненты:
Дыхательная гимнастика и развитие голоса. Упражнения
дыхательной гимнастики можно использовать как физкультминутки в процессе
логопедического занятия или как его часть, направленную на развитие речевого
дыхания, в результате чего возрастает объём и глубина дыхания, сила и
выносливость дыхательных мышц, координируются и ритмизируются дыхательные
движения, и в целом улучшается функциональная деятельность всех органов и
систем организма.
На занятиях мы учим детей правильному
физиологическому дыханию, дифференциации ротового и носового вдоха и выдоха
(тренировка ритма речевого дыхания), развиваем такие качества дыхания, как
сила, продолжительность, постепенность и целенаправленность.
Для развития дыхания мы с помощью родителей
изготавливаем тренажеры для упражнений: «Забей мяч в ворота», « Кегли», «
Бабочки», « Дудка».
Артикуляционная гимнастика. Важной и неотъемлемой частью логопедической работы является
артикуляционная гимнастика. Регулярное выполнение поможет:
-
улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию
-
улучшить подвижность артикуляционных органов;
-
укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
-уменьшить
спастичность (напряжённость) артикуляционных органов. Продолжительность
гимнастики зависит от возможностей детей, как правило, не более 5 минут. Чтобы было
интересно, мы с детьми сочиняем сказки,
рассказы о язычке, для язычка.
Пальчиковая гимнастика. Игры
с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка,
стимулируют творческие способности, фантазию и речь.
Пальчиковые игры помогают развивать
у ребенка мелкую моторику, координацию движений и внимание, активизировать
речевые навыки, память и мышление
Упражнения для пальчиковой
гимнастики, пальчиковые игры подобраны согласно лексической теме недели.
Проводятся на индивидуальных и подгрупповых занятиях.
Для развития
пальцев рук существует много упражнений, игр. В своей работе мы используем
упражнения с предметами и материалами: складывание узоров из мозаики,
нанизывание бусинок на тесёмку, застегивание и расстёгивание замков, пуговиц,
липучек и кнопок, завязывание шнурков, надавливание всеми пальцами одновременно
или по очереди на воздушный шар, резиновые игрушки, продвижение указательным
пальцем мелких предметов по столу с последующим сбрасыванием их в коробку .
(пуговицы,
скрепки, бусинки, любой сыпучий материал)
Кинезеологические упражнения. Такие упражнения, направленные на
формирование и развитие межполушарного взаимодействия. С этой целью в работе с
детьми используется комплекс кинезеологических упражнений: "Колечко",
"Кулак-ребро-ладонь", "Лезгинка", "Лягушка",
"Ухо-нос-хлопок", а также упражнения направленные на развитие
точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на
другое.
Таким образом,
очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную
направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в
итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни,
полноценное и разностороннее развитие личности ребёнка.
Здоровьесберегающие
технологии в деятельности педагога становятся перспективным средством
коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ. Эти методы принадлежат к числу
эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных
успехов в преодолении трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне
комплексной помощи детям с ОВЗ здоровьесберегающие технологии, не требуя особых
усилий, оптимизируют процесс обучения и воспитания детей и способствуют
оздоровлению всего организма.
Используемая литература и электронные ресурсы
1.
Анищенкова, Е. С.
Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников / Е.С. Анищенкова. -
М.: АСТ, Астрель, 2010. - 577 c.
2.
Нищева, Н. В. Веселая
артикуляционная гимнастика 2 / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2013. - 957 c
3.
Аксeнoвa М. Рaзвитиe
тoнких движeний пaльцeв рук у дeтeй с нaрушeниeм рeчи // Дoшкoльнoe вoспитaниe.
- 2010. - №8. - С. 62-65.
4.
Дыхательная гимнастика по Стрельниковой /
Авт.-сост. Т. Ю. Амосова.— М.: РИПОЛ классик, 2008.— 64 с
5.
https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2012/06/03/ispolzovanie-zdorovesberegayushchikh-tekhnologiy-na
Полезная информация. Обязательно буду использовать в работе.
ОтветитьУдалитьСпасибо большое 👍
ОтветитьУдалитьСпасибо
ОтветитьУдалитьПримем к сведению. Спасибо
ОтветитьУдалитьОтличная статья. Обязательно возьму на заметку.
ОтветитьУдалитьспасибо за интересную и доступную информацию
ОтветитьУдалитьОчень интересная статья, спасибо.
ОтветитьУдалитьСпасибо. Очень интересная, полезная информация.
ОтветитьУдалитьИнтересная информация.
ОтветитьУдалитьХороший и доступный материал.
ОтветитьУдалить