суббота, 15 октября 2022 г.

Значение темпоритмики в логопедии

Логоритмика – одно из направлений логопедической работы по преодолению речевых дефектов. Она представляет собой комплекс упражнений, выполняемых под музыкальное сопровождение. Логоритмика направлена на развитие темпоритмической стороны речи и моторной сферы.

Значение темпоритмики в логопедии

У лиц с речевыми расстройствами нарушены чувство ритма и моторная сфера. Поэтому проведение логопедической ритмики детям с нарушениями речи – одно из обязательных направлений в коррекционной работе. Как охарактеризовать ритм в логопедии? Это возможность не только услышать, но и повторить за взрослым последовательность движений за определенный промежуток времени.

Чем характеризуется ритм в логопедии? Психология давно доказала, что любые ритмичные движения благоприятно сказываются на мозговой деятельности. Все это влияет на познавательную активность, эмоционально-волевую сферу и развитие речи.

Логопедическая ритмика для детей с нарушением речи

Отвечая на вопрос, для чего особенно важна логопедическая ритмика, специалисты утверждают, что воспитание темпоритмического чувства благоприятно сказывается не только на общей и пальчиковой моторике, но и на качестве артикуляционных укладов. В результате логоритмических занятий у ребенка:

  • улучшается координация движений;
  • формируется пространственно-временная организация движений;
  • улучшается музыкальное восприятие;
  • совершенствуется артикуляционная моторика;
  • улучшается просодическая сторона речи;
  • автоматизируется нужный звук;
  • формируются межполушарные связи.
  • Особенности автоматизации звука в слогах

    Логопедические распевки для неговорящих детей – один из эффективных способов закрепления фонемы в слогах. Кроме коррекции звукопроизношения, параллельно проводят работу над интонационным оформлением и речевым дыханием. Складовые распевки благотворно влияют на артикуляционную моторику. Речевые упражнения следует сопровождать пальчиковой гимнастикой.

    Проводить такие распевки с детьми нужно с раннего возраста. Взрослый может помочь повторить движения, а занятия проходят в комфортном для малыша темпе. Дети постарше выполняют все действия самостоятельно. Это хлопки в ладоши, отстукивание определенного ритмического рисунка.

    Им можно предложить задание на «чтение» слогов: услышав и пропевая определенный слог, ребенок одновременно стучит карточкой со слогом. Или можно провести это задание в виде настольной игры. Все чистоговорки проговаривают под музыку. Мелодии – простые, поэтому дети могут их проигрывать самостоятельно с опорой на ноты. Пение развивает просодическую сторону речи, чувство ритма и формирует межполушарные связи головного мозга.

    Логопедические распевки

    Они являются одним из главных методов работы с детьми, имеющими сложный речевой дефект. Для работы с ними используют комплекс упражнений, предложенный Новиковой-Иванцовой. Малышам проще воспринимать зарифмованные фразы, а музыка благотворно влияет на нервную систему. Это все повышает эффективность занятий.

    Вся работа строится на онтогенетическом принципе появления звуков в детской речи. Для алаликов характерно нарушение произношения гласных, и их пропевание помогает сформировать правильный акустический образ. На этих упражнениях удобно отрабатывать умение управлять высотой голоса. Также оно формирует правильное речевое дыхание.

    Важно! Кроме структуры дефекта, при подборе речевого материала учитывают возраст ребенка.

    Особенности работы с детьми 3–4 лет

    В этот период речь характеризуется сформированностью следующих групп звуков:

    • губно-губных;
    • губно-зубных;
    • заднеязычных;
    • переднеязычных.

    Ребенок начинает осваивать произношение свистящих и шипящих. У детей с речевыми нарушениями может быть нарушено произношение этих групп звуков.

    Примеры логопедических распевок для детей 3–4 лет  для заднеязычных фонем:

    • КУ-КУ-КУ – спел петух кукареку;
    • ГУ-ГУ-ГУ – ходят гуси на лугу;
    • ГИ-ГИ-ГИ – на лужок скорей беги;
    • КИ-КИ-КИ – ходят кони и быки.

    Примеры пропевок для свистящих:

    • ЗА-ЗА-ЗА – у меня живет коза;
    • СА-СА-СА – залетела к нам оса;
    • ЗУ-ЗУ-ЗУ – я привел домой козу;
    • СО-СО-СО – накачали колесо.

    Примеры пропевок для шипящих:

    • ЖУ-ЖУ-ЖУ – на жука я погляжу;
    • ШУ-ШУ-ШУ – подойду я к малышу;
    • ЖА-ЖА-ЖА – принесли домой ежа;
    • ША-ША-ША – как погода хороша.
      Логопедическое занятие на тему "Профессии" для разных возрастов

    Обратите внимание! Эти распевки можно использовать на занятиях с детьми 3–4 лет. Для большей эффективности обязательно применяют игрушки, картинки.

    Особенности работы с детьми 5–6 лет

    Звукопроизносительная сторона речи в этом возрасте характеризуется сформированностью шипящих и сонорных групп. Упражнения усложняют, добавляя чередование парных согласных и увеличивая размер материала до коротких стихотворений.

     

    Примеры пропевок для сонорной группы:

    • РА-РА-РА – детям уже пора;
    • РО-РО-РО – потерял петух перо;
    • РУ-РУ-РУ – ягоды все соберу;
    • ЛО-ЛО-ЛО – все дороги замело;
    • ЛИ-ЛИ-ЛИ – улетели журавли.

    Примеры пропевок с чередованием:

    • ЛА-РА-ЛА-РА – Лара Роме помогла;
    • ЖИ-ШИ-ЖИ-ШИ – все конфеты хороши.

    Важно! Следует помнить, что логопедические распевки – это лишь один из способов автоматизации и формирования просодики. Подобный вид работы является приоритетным у детей с заиканием. Это связано с особенностью дефекта: нарушением темпоритмической стороны речи. Логоритмика помогает ее скорректировать.

    Эффективность занятий

    Чтобы занятие было эффективным, оно должно быть регулярным. Сочетание движений и речевых упражнений позволяет проводить параллельную работу в нескольких направлениях:

    • улучшение всей моторной сферы;
    • коррекция звукопроизношения и фонетико-фонематических процессов;
    • нормализация эмоционально-волевой сферы.

    Обратите внимание! После занятий дети лучше координируют свои движения, ориентируются в пространстве; повышается качество дифференцированных движений пальчиковой моторики.

    Речь становится выразительнее, улучшается дикция, а ее темп нормализуется. Автоматизация звуков проходит эффективнее. А правильно подобранное музыкальное сопровождение нормализует состояние нервной системы, что благоприятно сказывается на мозговой деятельности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Сформированность фонематического слуха – главное условие успешного обучения грамоте»

  « Сформированность фонематического слуха – главное условие успешного обучения грамоте»               Основной задачей в процессе обучения ...