понедельник, 8 апреля 2019 г.
вторник, 19 марта 2019 г.
Дидактическое пособие « Рыбка звуковичок»
Дидактическое пособие « Рыбка
звуковичок»
Чтобы дети с
удовольствием посещали логопедические занятия и с интересом выполняли
предложенные им задания, необходимо придумывать новые, интересные дидактические
игры с разными картинками, персонажами, сюжетами и материалом. Вашему вниманию
я предлагаю многофункциональное дидактическое
пособие для индивидуальных логопедических занятий в группе ОНР.
Цель данного
пособия: При помощи наглядных средств повысить эффективность
логопедического воздействия, сформировать интерес к занятиям, создать
положительную мотивацию у детей с речевыми нарушениями.
Задачи:
-расширение и обогащение словарного запаса по лексической
теме «Рыбы»;
-автоматизация звуков в речи;
-развитие фонематического слуха;
-развитие речевого дыхания;
-развитие мелкой моторики;
-закрепление знание
основных цветов и
умение их дифференцировать;
-развитие звуко-буквенного анализа слов;
-автоматизация звуков в
словах, в словосочетаниях, в предложениях.
-закрепление
согласования числительных с существительными.
Пособие
представляет собой выпиленную из фанеры рыбу, которая красочно оформлена, вызывающая
интерес у детей к этой игре.
Правило игры №1
Рыбка плавает в водице.
Рыбке весело играть
Рыбка, рыбка — озорница
Мы хотим с тобой играть
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла,
Рыбка хвостиком махнула,
И от нас не уплыла
Ребята, чтобы
рыбка не уплывала от нас, давайте поиграем с ней.
Наша рыбка
живет в речке и у нее есть очень много друзей, с которыми она любит играть
Давайте,
назовём каждого друга по имени, которые изображены на картинках.
А также
определим, с какого звука начинается имя друзей, для этого нам поможет
волшебная соломинка продвинуть шарик по лабиринту к нужной букве.
Правило игры №2
Рыбка наша не простая,
чешуей должна сверкать,
плавает и ныряет,
желанья исполняет.
А наша рыбка не сверкает!
Посмотри, чего на теле у рыбы не хватает? (чешуи)
Ты можешь ее
украсить, и получится рыбка не простая, а волшебная, красивая и яркая. Для
этого, тебе понадобятся разноцветные кружочки со словами, которые ты должен
отгадать и красиво выговаривая каждый звук в слове назвать.
Правила игры №3
Разные рыбы на свете живут,
Плавают так, как их с детства зовут.
Те, кто назвал их, словами играли.
Вы этих рыб не встречали?
В этой игре, можно из разрезных картинок превратить
одну рыбку в другую.
Педагог, предлагает
ребенку рассмотреть и сложить части
картинок в одно целое, чтобы изменить
рыбу и назвать своим именем.
Рыбы очень хорошо приспосабливаются к разным
условиям. Благодаря этому они сумели заселить моря, океаны реки и озера и
ручейки
Найди по картинкам
место обитания каждой рыбки.
Использование данной игры на занятиях играют большую
роль в обогащении и развитии словарного запаса у дошкольников,
представление место обитания рыб.
Правила игры №4
Рыбки разные бывают, их
на пальцах и не счесть, так давай ка мы узнаем, сколько рыбок у нас есть. Назовем мы имя каждой, и обозначим каждый звук согласный твердый и
будет мягкий, синие и зеленые цвета нам подойдут, а гласный всегда бывает красный.
А на нашей рыбке
разбросаны кружочки, соломинкой цветной продвинь ты шарик свой. Кружочки
собирай и каждый звук в слове называй .Звуко –буквенный анализ получился у нас,
потому что ты старался и получишь за это класс!
Вывод: При помощи данного пособия повысилась эффективность
логопедического воздействия. Дети с интересом занимаются на занятии
понедельник, 18 февраля 2019 г.
Конспект НОД «Огонь друг,огонь-враг»
Тема
«Огонь друг,огонь-враг»
Возраст
воспитанников: 5-6 лет
Цель:
формировать у детей навыки безопасного поведения
в быту, учить адекватным действиям в пожарных ситуациях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-закреплять приобретенные произносительные навыки;
-совершенствование навыков согласования количественных
числительных 1,2,3,4,5 и существительных;
-развитие темпо-ритмических характеристик речи;
-совершенствование навыков составления правил пожарной
безопасности по картинкам;
-активизация словаря по теме
Коррекционно-развивающие:
-совершенствование зрительного и слухового
внимания, памяти;
-развитие речевого дыхания;
-совершенствование координации речи с
движением;
-Развитие
мелкой моторики, ориентировки на листе бумаги.
Коррекционно-воспитательные:
закрепить правила пожарной безопасности;
совершенствование умения работать в коллективе;
повышение активности, сознательности, интереса к
логопедическим занятиям.
Материалы и
оборудование: презентация о пожарной безопасности” картинки ''как
нельзя себя вести с огнем'', картинки изображением “костра’’, “пожар’’, игрушки
“скорая помощь” и “пожарная машина», картинка с изображением пожароопасных
предметов (каска, противогаз, пожарная лестница, костюм)
Предварительная
работа: чтение художественной литературы С. Маршака
«Пожар», рассматривание плакатов и иллюстраций по пожарной безопасности,
разгадывание и заучивание загадок про огонь и предметах, связанных с ним,
беседа об электроприборах, беседа о труде пожарных, беседа «Пожар в доме»,
дидактическая игра «польза и вред огня».
1.Организационный
момент
Логопед (обращаясь к детям)
Сегодня, когда я шла
в группу, на пороге лежал конверт в нем вложено письмо. На нем написано, что
адресовано это письмо для нашей старшей группы. Как вы думаете, кто мог
прислать нам письмо? (ответы детей)
Что мы сделаем с этим
письмом? (ответы детей)
Конечно надо прочитать. Я вам сейчас прочитаю.
Воспитатель читает
письмо.
«Здравствуйте,
ребята!» Пишут вам дети из младшей группы, мы очень хотим иметь в группе
пожарный щит мы вас просим, чтобы вы нам помогли. Для того чтобы сделать пожарный щит вы должны
по карте, которую мы вам прислали, пройти задания. (Слайд №1)За каждое
выполненное задание вы получите фишку, которую можно обменять на
противопожарный предмет для макета пожарного щита, который вы будете собирать.
Воспитатель: Ну что
ребята постараемся помочь детям младшей группы?
Воспитатель обращает
внимание детей на экран мультимедийной установки. На слайде изображена карта с
заданиями. (Слайд №1)
Воспитатель: Что
изображено слева? (слайд№2)
Что изображено
справа?
Что общего у костра и
пожара?
Дети: костер и пожар
возник из огня!
2.Основная часть.
Воспитатель: Дети,
послушайте сказку про огонь!
Жил был огонь. Был он
очень безжалостным и горячим. Подул сильный ветер и огонь стал гулять где
хотел. Никого огонь не щадил на своем пути.
Какой это огонь? злой
или добрый?
(ответы детей)
Воспитатель: Люди
разжигают костер, для того чтобы согреться
или приготовить пищу. Костер – надежный
друг человека, лишь при правильном обращении с огнем. Поэтому в этом случае огонь
добрый.
В первобытные времена человек научился
добывать огонь с помощью солнца, прошло время и человек изобрел спички. Огонь
обеспечил человека светом и теплом.
Какой огонь?
Логопед: огонь и красив и страшен. Если забыть об
осторожности обращения с огнем, одна маленькая искорка становится смертельно
опасной, может возникнуть пожар
. Вот и первое
задание «Посчитай искры». Дети считают от 1 до 5 со словом искра (искры по щелчку появляются
на экране при показе слайда №3).
Логопед: Вот у нас
горит свеча. (Показ слайда №4 ). Надо задуть пламя. Следите, чтобы выдох был
длительный, сильный и плавный. Щечки не надуваем! (Дети выполняют упражнение
«Задуй свечу»).
Логопед: Для того
чтобы заработать еще одну фишку, вам
необходимо сложить картинку из разных
деталей, чтобы получились предметы, которые необходимы для тушения пожара.
Логопед: Молодцы ребята, вы очень быстро справились с
заданием!
Потушить
костёр или даже загоревшееся полотенце на кухне может любой из нас. Но когда
случается беда – настоящий пожар, кто поможет? Конечно же, пожарные.
Только они могут быстро и правильно потушить пожар!
Логопед: следующее задание. Я прочитаю, а вы слушайте.
Помогите пожарному взять с собой противопожарный предмет, чтобы потушить пожар!
Вам необходимо посмотреть на картинки с изображением противопожарных предметов,
которые я вам раздам, и отложить картинку с предметом, который обязательно
должен быть у пожарного.
Логопед: Молодцы! Задание выполнено! Вы заработали фишку.
Логопед: Следующее задание
называется «Будь внимательным». Я называю слова, а вы, услышав слово,
относящееся к пожару, должны будете хлопнуть в ладоши и назвать это слово во
множественном числе. Будьте внимательны!
Логопед: А теперь давайте
отдохнем!
На одной ноге постой-ка
Будто ты пожарный стойкий
(стоят на правой ноге)
А теперь постой на левой
Будто ты пожарный смелый
(стоят на левой)
Руку левую к груди
И огонь скорей туши
(имитируют работу пожарным рукавом)
Молодцы!
Справились на отлично! Ну, это еще не все! Вы должны описать машину пожарных. (Ответы
детей) (слайд №5)
Ребята!
А какую помощь надо еще вызвать при пожаре, если есть пострадавшие?
(ответ
детей) Логопед: Опишите машину скорой помощи.
Вы
заработали еще одну фишку!
Логопед:
Двигаемся по карте дальше по красным стрелочкам к следующему заданию.
Логопед: Внимание! Пожарная команда готова к выполнению
задания! Пожарная машина должна проехать к дому, где начался пожар. В этом нам
помогут карточки, в которых надо указать маршрут для пожарной машины. Будьте
внимательны! (Дети выполняют графический диктант «Спешим на пожар»).
Графический диктант.
Логопед читает задание: Покажи путь, который должна пройти
эта машина:
1. Две клеточки вверх.
2. Две клеточки влево.
3. Три клеточки вверх.
4. Две клеточки вправо.
5. Одна клеточка вверх.
6. Четыре клеточки влево.
Логопед:
А для этого задание необходимо приготовить свои ушки и внимательно слушать «Какое слово будет
лишнее»
пожарный, пожарный, пирожное, пожарный
опасный, красный, опасный, опасный.
В
этом задании вопросы, на которые вы должны ответить, за каждый правильный ответ
получите фишку. Слушаем внимательно!
Представители
какой профессии борются с огнем?
Какой
номер нужно набирать для вызова пожарной команды?
Почему
пожарная машина красная?
Чем
опасны пожары?
Что
может быть причиной пожара?
Как
надо правильно вызывать пожарных?
Какая
одежда у пожарных?
Что
должны иметь с собой пожарные во время пожара?
(ответы
детей)
Логопед: Вы постарались, и получаете фишки.
Логопед: а теперь ребята, вы должны вспомнить
пословицы про огонь, потому что в следующем задании надо рассказать пословицы.
(дети рассказывают пословицы)
Логопед:
Молодцы!
Педагог
обращает внимание детей на экран мультимедийной установки.
Логопед: Ребята! посмотрите на картинки, вы
должны придумать правило по этим картинкам, чтобы заработать еще фишки.
(слушание
придуманных правил)
Логопед:
Дети! Вы справились со всеми заданиями, и теперь мы обменяем фишки на макет
противопожарных предметов. Теперь у нас получился пожарный щит для младшей
группы.
понедельник, 4 февраля 2019 г.
Дыхательная гимнастика
Памятка для родителей
Упражнения дыхательной гимнастики:
"Овощи, фрукты"
(развитие глубокого вдоха)
Взрослый и ребёнок рассматривают и называют овощи и фрукты,
лежащие на блюде. Взрослый делает надрез, а ребёнок нюхает и запоминает запах
овощей и фруктов. Взрослый предлагает ребёнку с завязанными глазами понюхать и
отгадать по запаху предложенный ему овощ или фрукт.
"Приятный запах"
(развитие речевого дыхания)
Ребёнок подходит к вазочке с очищенным апельсином, яблоком, грушей
и т.д. Нюхает и на выдохе произносит: "Хорошо! Вкусно! Приятный
запах!"
"Воздушный шарик"
(развитие физиологического дыхания)
Ребёнок ложится на спину, на ковёр, левую руку кладёт на живот, а
правую на грудь. По команде взрослого ребёнок вдыхает, выпячивая живот
("шарик надувается"), и выдыхает, втягивая живот ("шарик
сдувается").
"Ветер"
(развитие полного дыхания)
Ребёнок сидит, стоит или лежит, туловище расслаблено. Делаем
полный выдох носом, втягивая в себя живот и грудную клетку. Затем делаем полный
вдох, выпячивая живот и рёбра грудной клетки. Задерживаем дыхание на 3-4
секунды. А потом с силой выпускаем воздух несколькими отрывистыми выдохами
сквозь сжатые губы. Это упражнение не только очищает (вентилирует) лёгкие, но и
помогает согреться при переохлаждении и даже снимает усталость.
"Радуга обнимашка"
(развитие полного дыхания)
Ребёнок стоит или шагает. Делаем полный вдох носом с разведением
рук в стороны. Задерживаем дыхание на 3-4 секунды. Затем растягиваем губы в
улыбке, произносим звук "с...", выдыхая воздух и втягивая в себя
живот и грудную клетку. Руки направляем вперёд, затем скрещиваем перед грудью,
обнимая плечи.
"Буря в стакане"
(развитие полного дыхания)
Предлагаем ребёнку сделать полный вдох носом и выдохнуть через
трубочку, конец которой находится в стакане, наполовину наполненном водой.
"Трубач"
Дыхательная гимнастика «Дровосек»
Цель: развитие
плавного, длительного выдоха.
Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе
сложите руки топориком и поднимите их вверх.
Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки
на выдохе опустите вниз, корпус наклоните,
позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами.
Произнесите "бах". Повторите с
ребенком 6-8 раз.
Дыхательная гимнастика «Сердитый ежик»
Цель: развитие
плавного, длительного выдоха.
Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик
во время опасности сворачивается в клубок.
Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола,
обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся
на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком,
затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик.
Повторите с ребенком 3-5 раз.
Дыхательная гимнастика «Надуй шарик»
Цель: тренировать
силу вдоха и выдоха.
ИП: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик»
широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает,
затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед
грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» -
хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» -
" Кипящая каша "
(развитие полного дыхания)
Ребёнок сидит на стуле, одна рука лежит на животе, другая на
груди. Выпячивая живот, набираем воздух в грудь (вдох), а затем втягиваем живот
и выдыхаем (выдох). При выдохе громко произносим звук "ш-ш-ш".
"Футболисты"
(развитие речевого дыхания)
Дети сидят напротив друг друга. Ворота можно сделать из карандашей,
мячик из ватного шарика. Поочерёдно дуют на ватный шарик, стараясь забить гол в
ворота товарища. Следить, чтобы вдох производился через нос, а выдох был
плавным и сильным, губы "трубочкой".
"Пёрышко, снежинка, листочек"
(развитие речевого дыхания)
Предложите ребёнку лёгким, длительным ротовым выдохом сдуть с
ладони (на уровне рта) пёрышко, снежинку, листочек.
"Кораблик"
Из бумаги изготавливается кораблик. Предложите ребёнку подуть на
кораблик, плавающий в тазу с водой, то плавно, то быстрее, и проследить за
движением кораблика.
"Блинчик"
Улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу (сделать
"блинчик"), подуть, произнося длительно звук "ф-ф-ф". Щёки
не надувать.
"Фокус"
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка
на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а по середине языка
был желобок. Стараемся сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом
должен идти по середине языка, тогда ватка полетит вверх.
"Пароход гудит"
Предложить ребёнку подуть в пузырёк (как гудит пароход).
Улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу, кончик языка касается
горлышка пузырька. Пузырёк касается подбородка. Струя воздуха должна быть
сильной и идти по середине языка.
Дыхательная гимнастика «Дровосек»
Цель: развитие
плавного, длительного выдоха.
Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе
сложите руки топориком и поднимите их вверх.
Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки
на выдохе опустите вниз, корпус наклоните,
позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами.
Произнесите "бах". Повторите с
ребенком 6-8 раз
Дыхательная гимнастика «Сердитый ежик»
Цель: развитие
плавного, длительного выдоха.
Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик
во время опасности сворачивается в клубок.
Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола,
обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся
на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком,
затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик.
Повторите с ребенком 3-5 раз.
Дыхательная гимнастика «Надуй шарик»
Цель: тренировать
силу вдоха и выдоха.
ИП: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик»
широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает,
затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед
грудью и выдувает воздух – ффф.
«Шарик лопнул» -
хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» -
хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» -
ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком,
опуская руки и оседая, как шарик, из которого
выпустили воздух.
Дыхательная гимнастика «Листопад»
Цель: развитие
плавного, длительного вдоха и выдоха.
Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья
и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить
ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели.
Попутно можно рассказать, какие листочки с какого
дерева упали.
Дыхательная гимнастика «Гуси летят»
Цель: укреплять
физиологическое дыхание у детей.
Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны,
на выдох - опустить вниз с произнесением длинного
звука «г-у-у-у».
Дыхательная гимнастика «Пушок»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
Привяжите на верёвочку лёгкое пёрышко.
Предложите ребёнку дуть на него. Необходимо
следить за тем, чтобы вдох делался только носом,
а выдох - через сложенные трубочкой губы.
Упражнения для дыхания обучают ребёнка правильному дыханию при пении, но ещё и
полезны для профилактики простудных заболеваний, бронхитов и
синуситов. Правильное дыхание - это: полноценное насыщение организма
кислородом, улучшение функции сердечно-сосудистой системы и укрепление всего
аппарата кровообращения, укрепление нервно-психического состояния, повышение
общей сопротивляемости организма. Дыхательная гимнастика прививает навыки
певческого и речевого дыхания. Эти упражнения активно включают в работу все
части тела (руки, ноги, голову, шею, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д.) и
вызывают общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность
в кислороде. Дыхательная гимнастика имеет широкий спектр воздействия,
излечивает массу различных заболеваний органов и систем. Она снимает усталость,
бодрит, повышает жизненный тонус, улучшает настроение, память, помогает при
лечении заикания, различных неврозов, что особенно важно при работе с детьми с
ограниченными возможностями здоровья.
Играйте, занимайтесь, фантазируйте вместе со своими детьми каждый
день. И тогда речь Вашего ребёнка будет чёткой и выразительной. А значит, Вы
поможете ему избежать многих трудностей в дальнейшем обучении. И Вы, и Ваш
ребёнок получите от таких занятий не только удовольствие, но и много пользы.
вторник, 23 января 2018 г.
Консультация для воспитателей
Общее недоразвитие речи относится к такой форме патологии речи у детей с нормой физического слуха и интеллекта, при котором нарушается формирование всех компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, связной речи, звукопроизношения, слоговой структуры слов, фонематического слуха и восприятия. Понимание детьми обращенной речи также недостаточно.
Дефицитарное речевое развитие влечет за собой снижение формирования неречевых психических процессов: неустойчивость внимания и его распределение, снижение вербальной памяти и операции запоминания, торможение логического мышления, трудности в овладении анализом и синтезом, умения сравнивать и обобщать.
Общее недоразвитие речи сказывается и на развитии двигательной сферы малышей. Дети плохо двигаются: нарушено равновесие, походка тяжела и неустойчива, замедлены скорость, ловкость общих движений, а также видо -
изменена координация пальцев и кистей рук.
Правильная организация коррекционного процесса возможна лишь при всестороннем педагогическом воздействии на таких детей. После тщательного обследования на каждого ребенка составляется общий и индивидуальный планы
коррекционной работы. Очень важны в стабилизирующей работе с детьми систематичность, непрерывность, постоянное закрепление полученных ими знаний, навыков на логопедических занятиях, занятиях с воспитателями и,конечно, родителями.
Задания по закреплению логопедических занятий даются воспитателямежедневно в тетради взаимодействия логопеда и воспитателей. Задание чаще всего включает в себя 3 раздела: 1 - й раздел - Разминка (упр. для речевого аппарата - артикуляционная гимнастика, или дыхательная гимнастика, или голосовые упражнения, или мимическая гимнастика и т. п. 2 - й раздел - Игры и упражнения на формирование правильных грамматических категорий, развитие связной речи, обогащение словаря, формирование фонемати - ческого слуха и коррекцию слоговой структуры слов. 3 - й раздел - Игры и упражнения на координацию речи и движений, подвижные игры, игры на логическое мышление (загадки, занимательные задачки и др.
Вместе с закрепляющим заданием воспитателю логопед часто предлагает индивидуальные игры и упражнения для детей с ТНР по своему усмотрению.
Закрепляющие занятия проводятся во 2 - й половине дня в логочас (15 - 20 мин.)Этот вид занятий благотворен для детей и имеет положительные результаты, так как дети упрощают полученные знания, навыки и умения, а значит, становятся более успешными. Быть таковыми дошколятам помогает и красочная наглядность, тщательно подобранная педагогами. Зрительные образы картинок, таблиц, символов, схем. и др. пособий лучше всего запечатлевает детская память. Они являются мощным коррекционно - стимулирующим средством воздействия на пробелы в речевом развитии детей и положительно решают их речевые проблемы.
Подписаться на:
Сообщения (Atom)
10 советов логопеда, как помочь ребёнку заговорить! Поощряйте ребёнка всегда смотреть на Вас, когда Вы говорите! Дети учатся путём подража...
-
Консультация для родителей на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях» Сохранение здоровья детей в про...
-
Дидактическое пособие « Рыбка звуковичок» Чтобы дети с удовольствием посещали логопедические занятия и с интересом выполняли...
-
Консультация для родителей на тему: «Необходимость развития речевого дыхания» Упражнения для развития правильного речевого дыхания. Источн...