вторник, 19 марта 2019 г.

Дидактическое пособие « Рыбка звуковичок»


     Дидактическое пособие « Рыбка звуковичок»

Чтобы дети с удовольствием посещали логопедические занятия и с интересом выполняли предложенные им задания, необходимо придумывать новые, интересные дидактические игры с разными картинками, персонажами, сюжетами и материалом. Вашему вниманию я предлагаю многофункциональное  дидактическое пособие для индивидуальных логопедических занятий в группе ОНР.

Цель данного пособия: При помощи наглядных средств повысить эффективность логопедического воздействия, сформировать интерес к занятиям, создать положительную мотивацию у детей с речевыми нарушениями.

Задачи:

-расширение и обогащение словарного запаса по лексической теме «Рыбы»;
-автоматизация звуков в речи;
-развитие фонематического слуха;
-развитие речевого дыхания;
-развитие мелкой моторики;
-закрепление знание основных цветов и умение их дифференцировать;
-развитие звуко-буквенного анализа  слов;
-автоматизация звуков в словах, в словосочетаниях, в предложениях.
-закрепление согласования числительных с существительными.
Пособие представляет собой выпиленную из фанеры рыбу, которая красочно оформлена, вызывающая интерес у детей к этой игре.






   Правило игры №1
Рыбка плавает в водице.
Рыбке весело играть
Рыбка, рыбка — озорница
Мы хотим с тобой играть
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла,
Рыбка хвостиком махнула,
И от нас не уплыла
Ребята, чтобы рыбка не уплывала от нас, давайте поиграем с ней.
Наша рыбка живет в речке и у нее есть очень много друзей, с которыми она любит играть
Давайте, назовём каждого друга по имени, которые изображены на картинках.
А также определим, с какого звука начинается имя друзей, для этого нам поможет волшебная соломинка продвинуть шарик по лабиринту к нужной букве.





Правило игры №2
Рыбка наша не простая,
чешуей должна сверкать,
плавает и ныряет,
желанья исполняет.
А наша рыбка не сверкает!
Посмотри, чего на теле у рыбы не хватает? (чешуи)
Ты можешь ее украсить, и получится рыбка не простая, а волшебная, красивая и яркая. Для этого, тебе понадобятся разноцветные кружочки со словами, которые ты должен отгадать и красиво выговаривая каждый звук в слове назвать.
Правила игры №3
Разные рыбы на свете живут,
Плавают так, как их с детства зовут.
Те, кто назвал их, словами играли.
Вы этих рыб не встречали?
В этой игре, можно из разрезных картинок превратить одну рыбку в другую.
Педагог, предлагает ребенку рассмотреть и  сложить части картинок в одно целое, чтобы  изменить рыбу и назвать своим именем.
Рыбы очень хорошо приспосабливаются к разным условиям. Благодаря этому они сумели заселить моря, океаны реки и озера и ручейки
Найди по картинкам место обитания каждой рыбки.



Использование данной игры на занятиях играют большую роль в обогащении и развитии словарного запаса у дошкольников, представление  место обитания рыб.

Правила игры №4
Рыбки разные бывают, их на пальцах и не счесть, так давай ка мы узнаем, сколько рыбок  у нас есть. Назовем мы имя каждой, и  обозначим каждый звук согласный твердый и будет мягкий, синие и зеленые цвета нам подойдут, а гласный всегда бывает  красный.
А на нашей рыбке разбросаны кружочки, соломинкой цветной продвинь ты шарик свой. Кружочки собирай и каждый звук в слове называй .Звуко –буквенный анализ получился у нас, потому что ты старался и получишь за это класс!
Вывод: При помощи данного пособия повысилась эффективность логопедического воздействия. Дети с интересом занимаются на занятии




понедельник, 18 февраля 2019 г.

Конспект НОД «Огонь друг,огонь-враг»


Тема «Огонь друг,огонь-враг»
Возраст воспитанников: 5-6 лет

Цель: формировать у детей навыки безопасного поведения в быту, учить адекватным действиям в пожарных ситуациях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-закреплять приобретенные произносительные навыки;
-совершенствование навыков согласования количественных числительных 1,2,3,4,5 и существительных;
-развитие темпо-ритмических характеристик речи;
-совершенствование навыков составления правил пожарной безопасности по картинкам;
-активизация словаря по теме
Коррекционно-развивающие:
   -совершенствование зрительного и слухового внимания, памяти;
   -развитие речевого дыхания;
   -совершенствование координации речи с движением;
   -Развитие мелкой моторики, ориентировки на листе бумаги.
Коррекционно-воспитательные:
закрепить правила пожарной безопасности;
совершенствование умения работать в коллективе;
повышение активности, сознательности, интереса к логопедическим занятиям.
Материалы и оборудование: презентация о пожарной безопасности” картинки ''как нельзя себя вести с огнем'', картинки изображением “костра’’, “пожар’’, игрушки “скорая помощь” и “пожарная машина», картинка с изображением пожароопасных предметов (каска, противогаз, пожарная лестница, костюм)
Предварительная работа: чтение художественной литературы С. Маршака «Пожар», рассматривание плакатов и иллюстраций по пожарной безопасности, разгадывание и заучивание загадок про огонь и предметах, связанных с ним, беседа об электроприборах, беседа о труде пожарных, беседа «Пожар в доме», дидактическая игра «польза и вред огня».







1.Организационный момент
 Логопед (обращаясь к детям)
Сегодня, когда я шла в группу, на пороге лежал конверт в нем вложено письмо. На нем написано, что адресовано это письмо для нашей старшей группы. Как вы думаете, кто мог прислать нам письмо? (ответы детей)
Что мы сделаем с этим письмом? (ответы детей)
Конечно  надо прочитать. Я вам сейчас прочитаю.
Воспитатель читает письмо.
«Здравствуйте, ребята!» Пишут вам дети из младшей группы, мы очень хотим иметь в группе пожарный щит мы вас просим, чтобы вы нам помогли.  Для того чтобы сделать пожарный щит вы должны по карте, которую мы вам прислали, пройти задания. (Слайд №1)За каждое выполненное задание вы получите фишку, которую можно обменять на противопожарный предмет для макета пожарного щита, который вы будете собирать.
Воспитатель: Ну что ребята постараемся помочь детям младшей группы?
Воспитатель обращает внимание детей на экран мультимедийной установки. На слайде изображена карта с заданиями. (Слайд №1)
Воспитатель: Что изображено слева? (слайд№2)
Что изображено справа?
Что общего у костра и пожара?
Дети: костер и пожар возник из огня!
2.Основная часть.
Воспитатель: Дети, послушайте сказку про огонь!
Жил был огонь. Был он очень безжалостным и горячим. Подул сильный ветер и огонь стал гулять где хотел. Никого огонь не щадил на своем пути.
Какой это огонь? злой или добрый?
(ответы детей)
Воспитатель: Люди разжигают костер, для того чтобы согреться
или приготовить пищу. Костер – надежный друг человека, лишь при правильном обращении с огнем. Поэтому в этом случае огонь добрый.
В первобытные времена человек научился добывать огонь с помощью солнца, прошло время и человек изобрел спички. Огонь обеспечил человека светом и теплом.
Какой огонь?
Логопед:  огонь и красив и страшен. Если забыть об осторожности обращения с огнем, одна маленькая искорка становится смертельно опасной, может возникнуть пожар
. Вот и первое задание «Посчитай искры». Дети считают от 1 до 5 со словом искра (искры по щелчку появляются на экране при показе слайда №3).
Логопед: Вот у нас горит свеча. (Показ слайда №4 ). Надо задуть пламя. Следите, чтобы выдох был длительный, сильный и плавный. Щечки не надуваем! (Дети выполняют упражнение «Задуй свечу»).
Логопед: Для того чтобы заработать  еще одну фишку, вам необходимо сложить картинку из разных деталей, чтобы получились предметы, которые необходимы для тушения пожара.
Логопед: Молодцы ребята, вы очень быстро справились с заданием!
Потушить костёр или даже загоревшееся полотенце на кухне может любой из нас. Но когда случается беда – настоящий пожар, кто поможет?  Конечно же, пожарные. Только они могут быстро и правильно потушить пожар! 
Логопед: следующее задание. Я прочитаю, а вы слушайте. Помогите пожарному взять с собой противопожарный предмет, чтобы потушить пожар! Вам необходимо посмотреть на картинки с изображением противопожарных предметов, которые я вам раздам, и отложить картинку с предметом, который обязательно должен быть у пожарного.
Логопед: Молодцы! Задание выполнено!   Вы заработали фишку.
Логопед: Следующее задание называется «Будь внимательным». Я называю слова, а вы, услышав слово, относящееся к пожару, должны будете хлопнуть в ладоши и назвать это слово во множественном числе. Будьте внимательны!
Логопед: А теперь давайте отдохнем!

На одной ноге постой-ка
Будто ты пожарный стойкий            (стоят на правой ноге)
А теперь постой на левой
Будто ты пожарный смелый               (стоят на левой)
Руку левую к груди
И огонь скорей туши                           (имитируют работу пожарным рукавом)

Молодцы! Справились на отлично! Ну, это еще не все! Вы должны описать машину пожарных. (Ответы детей) (слайд №5)
Ребята! А какую помощь надо еще вызвать при пожаре, если есть пострадавшие?
(ответ детей) Логопед: Опишите машину скорой помощи.
Вы заработали еще одну фишку!
Логопед: Двигаемся по карте дальше по красным стрелочкам к следующему заданию.
Логопед: Внимание! Пожарная команда готова к выполнению задания! Пожарная машина должна проехать к дому, где начался пожар. В этом нам помогут карточки, в которых надо указать маршрут для пожарной машины. Будьте внимательны! (Дети выполняют графический диктант «Спешим на пожар»).
Графический диктант.
Логопед читает задание: Покажи путь, который должна пройти эта машина:
1. Две клеточки вверх.
2. Две клеточки влево.
3. Три клеточки вверх.
4. Две клеточки вправо.
5. Одна клеточка вверх.
6. Четыре клеточки влево.
Логопед: А для этого задание необходимо приготовить свои ушки  и внимательно слушать «Какое слово будет лишнее» 
пожарный, пожарный, пирожное, пожарный
опасный, красный, опасный, опасный.
В этом задании вопросы, на которые вы должны ответить, за каждый правильный ответ получите фишку. Слушаем внимательно!
Представители какой профессии борются с огнем?
Какой номер нужно набирать для вызова пожарной команды?
Почему пожарная машина красная?
Чем опасны пожары?
Что может быть причиной пожара?
Как надо правильно вызывать пожарных?
Какая одежда у пожарных?
Что должны иметь с собой пожарные во время пожара?
(ответы детей)
 Логопед: Вы постарались, и получаете фишки.
 Логопед: а теперь ребята, вы должны вспомнить пословицы про огонь, потому что в следующем задании надо рассказать пословицы. (дети рассказывают пословицы)
Логопед: Молодцы!
Педагог обращает внимание детей на экран мультимедийной установки.
 Логопед: Ребята! посмотрите на картинки, вы должны придумать правило по этим картинкам, чтобы заработать еще фишки.
(слушание придуманных правил)
Логопед: Дети! Вы справились со всеми заданиями, и теперь мы обменяем фишки на макет противопожарных предметов. Теперь у нас получился пожарный щит для младшей группы.




понедельник, 4 февраля 2019 г.

Дыхательная гимнастика

              Памятка для родителей

«Комплексы дыхательной гимнастики для детей с речевыми нарушениями»


Упражнения дыхательной гимнастики:
"Овощи, фрукты"
(развитие глубокого вдоха)
Взрослый и ребёнок рассматривают и называют овощи и фрукты, лежащие на блюде. Взрослый делает надрез, а ребёнок нюхает и запоминает запах овощей и фруктов. Взрослый предлагает ребёнку с завязанными глазами понюхать и отгадать по запаху предложенный ему овощ или фрукт.
"Приятный запах"
(развитие речевого дыхания)
Ребёнок подходит к вазочке с очищенным апельсином, яблоком, грушей и т.д. Нюхает и на выдохе произносит: "Хорошо! Вкусно! Приятный запах!"
"Воздушный шарик"
(развитие физиологического дыхания)
Ребёнок ложится на спину, на ковёр, левую руку кладёт на живот, а правую на грудь. По команде взрослого ребёнок вдыхает, выпячивая живот ("шарик надувается"), и выдыхает, втягивая живот ("шарик сдувается").
"Ветер"
(развитие полного дыхания)
Ребёнок сидит, стоит или лежит, туловище расслаблено. Делаем полный выдох носом, втягивая в себя живот и грудную клетку. Затем делаем полный вдох, выпячивая живот и рёбра грудной клетки. Задерживаем дыхание на 3-4 секунды. А потом с силой выпускаем воздух несколькими отрывистыми выдохами сквозь сжатые губы. Это упражнение не только очищает (вентилирует) лёгкие, но и помогает согреться при переохлаждении и даже снимает усталость.
"Радуга обнимашка"
(развитие полного дыхания)
Ребёнок стоит или шагает. Делаем полный вдох носом с разведением рук в стороны. Задерживаем дыхание на 3-4 секунды. Затем растягиваем губы в улыбке, произносим звук "с...", выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки направляем вперёд, затем скрещиваем перед грудью, обнимая плечи.
"Буря в стакане"
(развитие полного дыхания)
Предлагаем ребёнку сделать полный вдох носом и выдохнуть через трубочку, конец которой находится в стакане, наполовину наполненном водой.



"Трубач"

Дыхательная гимнастика «Дровосек»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе
сложите руки топориком и поднимите их вверх.
Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки
на выдохе опустите вниз, корпус наклоните,
позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами.
Произнесите "бах". Повторите с ребенком 6-8 раз.
Дыхательная гимнастика «Сердитый ежик»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик
во время опасности сворачивается в клубок.
Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола,
обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся
на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком,
затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик.
Повторите с ребенком 3-5 раз.
Дыхательная гимнастика «Надуй шарик»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик»
широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает,
затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед
грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» -
хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» -


(развитие полного дыхания)

Ребёнок сидит на стуле, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх ко рту. Медленно выдыхаем с громким произношением звука "п-ф-ф-ф"

" Кипящая каша "
(развитие полного дыхания)
Ребёнок сидит на стуле, одна рука лежит на животе, другая на груди. Выпячивая живот, набираем воздух в грудь (вдох), а затем втягиваем живот и выдыхаем (выдох). При выдохе громко произносим звук "ш-ш-ш".
"Футболисты"
 (развитие речевого дыхания)
Дети сидят напротив друг друга. Ворота можно сделать из карандашей, мячик из ватного шарика. Поочерёдно дуют на ватный шарик, стараясь забить гол в ворота товарища. Следить, чтобы вдох производился через нос, а выдох был плавным и сильным, губы "трубочкой".
"Пёрышко, снежинка, листочек"
(развитие речевого дыхания)
Предложите ребёнку лёгким, длительным ротовым выдохом сдуть с ладони (на уровне рта) пёрышко, снежинку, листочек.
"Кораблик"
Из бумаги изготавливается кораблик. Предложите ребёнку подуть на кораблик, плавающий в тазу с водой, то плавно, то быстрее, и проследить за движением кораблика.
"Блинчик"
Улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу (сделать "блинчик"), подуть, произнося длительно звук "ф-ф-ф". Щёки не надувать.
"Фокус"
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а по середине языка был желобок. Стараемся сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти по середине языка, тогда ватка полетит вверх.
"Пароход гудит"
Предложить ребёнку подуть в пузырёк (как гудит пароход). Улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу, кончик языка касается горлышка пузырька. Пузырёк касается подбородка. Струя воздуха должна быть сильной и идти по середине языка.
Дыхательная гимнастика «Дровосек»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе
сложите руки топориком и поднимите их вверх.
Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки
на выдохе опустите вниз, корпус наклоните,
позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами.
Произнесите "бах". Повторите с ребенком 6-8 раз
Дыхательная гимнастика «Сердитый ежик»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик
во время опасности сворачивается в клубок.
Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола,
обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся
на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком,
затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик.
Повторите с ребенком 3-5 раз.
Дыхательная гимнастика «Надуй шарик»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик»
широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает,
затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед
грудью и выдувает воздух – ффф.
 «Шарик лопнул» -
хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» -


хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» -
ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком,
опуская руки и оседая, как шарик, из которого
выпустили воздух.

Дыхательная гимнастика «Листопад»
Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.
Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья
и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить
ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели.
Попутно можно рассказать, какие листочки с какого
дерева упали.

Дыхательная гимнастика «Гуси летят»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны,
на выдох - опустить вниз с произнесением длинного
звука «г-у-у-у».

Дыхательная гимнастика «Пушок»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
Привяжите на верёвочку лёгкое пёрышко.
Предложите ребёнку дуть на него. Необходимо
следить за тем, чтобы вдох делался только носом,
а выдох - через сложенные трубочкой губы.




Упражнения для дыхания  обучают ребёнка правильному дыханию при пении, но ещё и полезны для профилактики простудных заболеваний, бронхитов и синуситов. Правильное дыхание - это: полноценное насыщение организма кислородом, улучшение функции сердечно-сосудистой системы и укрепление всего аппарата кровообращения, укрепление нервно-психического состояния, повышение общей сопротивляемости организма. Дыхательная гимнастика прививает навыки певческого и речевого дыхания. Эти упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, шею, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д.) и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде. Дыхательная гимнастика имеет широкий спектр воздействия, излечивает массу различных заболеваний органов и систем. Она снимает усталость, бодрит, повышает жизненный тонус, улучшает настроение, память, помогает при лечении заикания, различных неврозов, что особенно важно при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Играйте, занимайтесь, фантазируйте вместе со своими детьми каждый день. И тогда речь Вашего ребёнка будет чёткой и выразительной. А значит, Вы поможете ему избежать многих трудностей в дальнейшем обучении. И Вы, и Ваш ребёнок получите от таких занятий не только удовольствие, но и много пользы.

вторник, 23 января 2018 г.

Консультация для воспитателей

Общее недоразвитие речи относится к такой форме патологии речи у детей с нормой физического слуха и интеллекта, при котором нарушается формирование всех компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, связной речи, звукопроизношения, слоговой структуры слов, фонематического слуха и восприятия. Понимание детьми обращенной речи также недостаточно.
Дефицитарное речевое развитие влечет за собой снижение формирования неречевых психических процессов: неустойчивость внимания и его распределение, снижение вербальной памяти и операции запоминания, торможение логического мышления, трудности в овладении анализом и синтезом, умения сравнивать и обобщать.
Общее недоразвитие речи сказывается и на развитии двигательной сферы малышей. Дети плохо двигаются: нарушено равновесие, походка тяжела и неустойчива, замедлены скорость, ловкость общих движений, а также видо -
изменена координация пальцев и кистей рук.
Правильная организация коррекционного процесса возможна лишь при всестороннем педагогическом воздействии на таких детей. После тщательного обследования на каждого ребенка составляется общий и индивидуальный планы
коррекционной работы. Очень важны в стабилизирующей работе с детьми систематичность, непрерывность, постоянное закрепление полученных ими знаний, навыков на логопедических занятияхзанятиях с воспитателями и,конечно, родителями.
Задания по закреплению логопедических занятий даются воспитателямежедневно в тетради взаимодействия логопеда и воспитателей. Задание чаще всего включает в себя 3 раздела: 1 - й раздел - Разминка (упр. для речевого аппарата - артикуляционная гимнастика, или дыхательная гимнастика, или голосовые упражнения, или мимическая гимнастика и т. п. 2 - й раздел - Игры и упражнения на формирование правильных грамматических категорий, развитие связной речи, обогащение словаря, формирование фонемати - ческого слуха и коррекцию слоговой структуры слов. 3 - й раздел - Игры и упражнения на координацию речи и движений, подвижные игры, игры на логическое мышление (загадки, занимательные задачки и др.
Вместе с закрепляющим заданием воспитателю логопед часто предлагает индивидуальные игры и упражнения для детей с ТНР по своему усмотрению.
Закрепляющие занятия проводятся во 2 - й половине дня в логочас (15 - 20 мин.)Этот вид занятий благотворен для детей и имеет положительные результаты, так как дети упрощают полученные знания, навыки и умения, а значит, становятся более успешными. Быть таковыми дошколятам помогает и красочная наглядность, тщательно подобранная педагогами. Зрительные образы картинок, таблиц, символов, схем. и др. пособий лучше всего запечатлевает детская память. Они являются мощным коррекционно - стимулирующим средством воздействия на пробелы в речевом развитии детей и положительно решают их речевые проблемы.

10 советов логопеда, как помочь ребёнку заговорить!   Поощряйте ребёнка всегда смотреть на Вас, когда Вы говорите! Дети учатся путём подража...