Игровой самомассаж как одна из
здоровьесберегающих технологий детей дошкольного возраста»
Не циркач я и артист –
сам себе я массажист!
(О. И. Крупенчук)
Одной из основных
задач, стоящих перед педагогами, является воспитание здорового подрастающего поколения.
В последние годы наблюдается ухудшение состояния здоровья детей. Это
обусловлено многими факторами. Помимо неблагоприятных климатических
особенностей на здоровье детей отрицательно влияют ухудшение экологической
обстановки, электронно-лучевое, «металло-звуковое» облучение детей
(компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, просмотр
видеофильмов, постоянно звучащая рок-музыка), а также социальная напряженность
в обществе и интенсификация процесса обучения. Возникла необходимость оздоровления
детей, создание здоровьесберегающих технологий для решения задач улучшения
здоровья детей.
Самомассаж— это
технология обучения здоровому образу жизни.
Игровой самомассаж –
нетрадиционный вид упражнений,
помогающий естественно развиваться организму
ребенка, морфологически и функционально
совершенствоваться его отдельным органам и системам.
Задачи:
·
Воспитывать интерес к оздоровительному массажу.
·
Обучать элементам массажа.
·
Закреплять технику выполнения различных видов игровых массажей.
·
Повышать сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.
·
Предотвращать простудные заболевания путем воздействия на активные точки.
·
Развивать интеллектуальные функции.
·
Развивать двигательную память.
·
Воспитывать бережное отношение к своему телу.
·
Развивать коммуникативные навыки и тактильное восприятие.
·
Формировать сознательное стремление к здоровью
·
Развивать навыки оздоровления
·
Поднять общий тонус детского организма и улучшить кровообращение.
Самомассаж — это
массаж, выполняемый самим ребенком. Главная ценность массажа заключается в том,
что он, прежде всего, влияет на нервную систему малыша, помогает ребенку снять
общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и
эффективно. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных
реакций ребенка. Самомассаж для детей выполняется в забавной игровой форме -
точечный, игровой, в стихах, с использованием массажных мячиков, деталей
конструктора, карандашей и даже бумаги это прекрасный способ расслабить мышцы и
избавиться от нервно-эмоционального напряжения.
Игровой самомассаж –
это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает
мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже. Одновременно с этим
в кору головного мозга (в речеслуховые, зрительные, эмоциональные и творческие
зоны) поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее
воздействие на центральную нервную систему, но и способствует увеличению
резервных возможностей функционирования головного мозга. Игровой самомассаж
является эффективным средством совершенствования и таких психических функций,
как внимание, память (словесно- логическая, моторная, тактильная,
эмоциональная, рефлекторная), зрительно- моторная координация, а также развитие
речевой и творческой сфер. Помогает повысить защитные функции организма
ребёнка. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного
стремления к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления. Интенсивное
воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам, развивает
мелкую моторику, речь. В рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые,
достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на
центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль
в работе всех систем и органов. Повышает функциональную деятельность головного
мозга, тонизирует весь организм. Использую его для нормализации мышечного
тонуса, опосредованного стимулирования речевой области в коре головного мозга,
развития мелкой моторики, эмоционально-волевой сферы и оздоровления. В этих
частях тела находятся нервные окончания, БАТ, посылающие импульсы к разным
частям тела и органам. Самомассаж – одно из средств профилактики и коррекции
речи детей. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается
нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а
также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных
зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.
Самомассаж лица и шеи
готовит мышцы к артикуляционной гимнастике, вызывает прилив крови к ним,
помогает ребёнку лучше улавливать ощущения от этих мышц и управлять ими, делает
мимику выразительнее, способствует прочищению энергетических каналов,
освобождению их от застоявшейся негативной энергии и насыщению позитивной, так
же он содействует снижению двигательной и эмоциональной расторможенности,
коррекции гиперактивности.
Очень много упражнений
проводится с использованием нетрадиционных материалов. Используются упражнения:
катание грецкого ореха, ребристого карандаша, прищепки, бигуди и т.д. Можно
использовать аппликаторы Ляпко, Кузнецова, массажеры Су Джок. В
качестве одного из приемов самомассажа используются комплексы артикуляционных
упражнений.
Условия проведения
самомассажа:
Начинать
воздействовать массажем на ребенка можно уже с раннего возраста, что будет
препятствовать развитию в его организме нарушений, в том числе и речевых.
- длительность самомассажа для дошкольников составляет 5 – 10 минут. Руки
и лицо должны быть чистыми (вымытыми) - руки необходимо согреть (растереть друг
о друга). Каждое упражнение выполнять 8 раз: 4 раза для правой и 4 раза для
левой руки. После каждого упражнения проводится расслабление: поглаживание или
стряхивание рук. самомассаж
можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей
одновременно. Кроме этого самомассаж можно использовать многократно в течение
дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного
учреждения. Акцент делался на то, что если массаж сделан правильно, то после
него ощущается тепло в массируемой области. Непременным условием является
постоянное наблюдение за самочувствием и индивидуальной реакцией детей. Все
упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. При
проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на
указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев.
Комплекс упражнений:
Упражнение №1 «Лепим
вареники». - Показали по 5 пальцев. Положили их на мочку ушных раковин и
начинаем движение «пощипывание» вверх-вниз.-проводится 1 мин.
Упражнение №2«Румяные
щечки»- Загнули большие пальцы, осталось по 4 пальчика. Кладем на щеки и рисуем
круги по часовой стрелке и против часовой стрелке.
Упражнение №3 «Умой
личико» – Загнули большие пальцы и мизинцы, осталось по 3 пальчика. Кладем
правую руку на лоб, нижнюю на подбородок. Рисуем круги пальцами сначала по
часовой стрелке, затем против часовой.
Упражнение № 4 «Стрелки»-Загнули большие
пальцы, мизинцы и и безымянные, осталось по 2 пальчика. Двумя пальцами рисуем
стрелки по бровям и нижнему веку.
Упражнение № 5 «Нос
Буратино»-Загнули все пальцы, кроме указательных. Делаем поглаживающее движение от
переносицы к крыльям носа.
Таким образом, если
уделять несколько минут в день массажу рук и стимуляции биологически активных
точек, можно добиться более быстрого эффекта в развитии не только речи ребенка,
но и укрепить здоровье всего организма в целом. Большое значение имеет и тот
факт, что детям очень нравятся такие минутки отдыха, они с удовольствием
включаются в игру.
Спасибо большое! Информация крайне полезная, а главное, что всё понятно!
ОтветитьУдалитьЧитали о самомассаже, но не знали, что его можно проводить самим, без наблюдения специалиста. Будем пробовать, спасибо большое.
ОтветитьУдалитьСпасибо,всегда рада делиться информацией.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, большое спасибо за информацию! Остался вопрос. Если начинать самомассаж не с раннего возраста, а с 5-6 лет, насколько это будет эффективно?
ОтветитьУдалитьПрочли Вашу статью по самомассажу, интересно и познавательно. Главное, что предоставили такие хорошие упражнения, будем выполнять, спасибо!
ОтветитьУдалитьСпасибо за интересно выложенную информацию.
ОтветитьУдалитьСпасибо большое! Было полезно ознакомится с данной темой.
ОтветитьУдалитьОчень интересно, спасибо, но особенно важен практический материал, за него отдельное спасибо
ОтветитьУдалить