Уважаемые родители! Хочу поделиться с вами информацией, как обучить детей звуковому анализу слов.
Обучения
детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом.
Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с
буквами.
При
обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ
устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки,
установление их количества и последовательности.
Нарушение
звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобально,
ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую,
то есть последовательность составляющих его звуков. Например, взрослый просит
ребенка назвать звуки в слове СОК, а ребенок отвечает: "апельсиновый,
яблочный..."
Прочитать
слово — значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове,
синтезировать их так, чтобы они составили реальное, "живое"
слово.
Дети с
проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их
восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они
могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до
полной неспособности определить количество, последовательность или позицию
звуков в слове.
Обучение
звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению
грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую
характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки,
звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), определение места звука в слове.
Уважаемые родители, помните:
1. Звук – мы слышим и произносим.
2. Буквы мы пишем и читаем.
3. Звуки бывают гласными и согласными.
Гласные
звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает
преграды. Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий
изо рта при их произнесении, встречает преграду.
Гласных
звуков шесть: А У О И Э Ы
Гласных букв
десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые
обозначают два звука : Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.
Гласные
звуки обозначаются на схеме красным цветом.
Согласные
звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых
складок, детям мы объясняем, что когда произносим
глухой
звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку
на горлышко или закрыть уши руками). На схеме звонкие звуки обозначаем
колокольчиком.
Звонкие
звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.
Глухие
звуки : К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,
Согласные
звуки бывают мягкими и твёрдыми.
Всегда
твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.
Всегда
мягкие согласные: Й, Ч, Щ.
Твёрдые
звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.
Примерные игровые задания.
Игра
«Поймай звук» (из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов).
Задача:
развивать слуховое внимание, фонематический слух.
Взрослый
называет звук, а ребенок поднимает синий или зелёный квадратик. Потом слово.
Если в начале слова слышится твёрдый звук, нужно поднять синий квадратик, если
мягкий – зелёный (Снег, зима, лыжи и др.).
Игра «Сколько звуков в слове
спряталось?»
Выложить
схему слова КОТ.
- Сколько
звуков в слове КОТ? (В слове КОТ три звука)
- Какой
первый звук в слове КОТ? (первый звук [К])
- Звук [К]
какой? (звук [К] согласный, глухой, твёрдый).
- Каким
квадратиком на схеме обозначим звук [К]? (Синим квадратиком).
- Какой
второй звук в слове КОТ? (Второй звук [О])
- Звук [О
]какой? (Звук [О] гласный).
- Каким
квадратиком на схеме обозначим звук [О]? (Красным квадратиком).
- Какой
третий звук в слове КОТ? (Третий звук [Т]).
- Звук [Т]
какой? (Звук [Т] – согласный, твёрдый, глухой).
Каким
квадратиком на схеме обозначим звук [Т]? (Синим квадратиком).
- Звуки
подружились. Что получилось? (КОТ).
- Какой
буквой обозначим звук [К]? (Буквой К).
Какой
буквой обозначим звук [О]? (Буквой О).
Какой
буквой обозначим звук [Т]? (Буквой Т).
- Буквы
подружились. Что получилось? (КОТ).
Важно,
чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить
слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком
чтения.
Буквы
являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей
учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название, а не
звук: пэ, рэ.. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом
вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные
трудности в обучении детей чтению.
В методике
обучения чтению в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым
обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком
чтения. Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для
профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи)
рекомендуют следующие задания:
- «На что
похожа буква?»
- В ряду
букв обвести в круг заданную букву.
- Выкладывание
букв из счётных палочек, из верёвочки на бархатной бумаге, вылепить из
пластилина и т.п.
- Обвести
букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.
Уважаемые
родители, очень точно следуйте инструкциям педагогов, выполняя задания по
тетради, не усложняйте задания по своему усмотрению. Помните о том, что
требования детского сада и семьи должны быть едины!
Спасибо большое, очень полезная и актуальная тема!
ОтветитьУдалитьСпасибо. Очень важно, чтобы мы, родители, и педагоги действовали совместно. Так ребёнку гораздо легче овладеть необходимым навыком.
ОтветитьУдалитьКрайне актуальная тема для нас. Недавно столкнулись с проблемой, что не знаем, как заинтересовать ребёнка в изучении звуков и букв, теперь эта задача кажется не такой сложной. Спасибо!
ОтветитьУдалитьВаши советы очень эффективные, учим детей и сами вспоминаем забытые знания! Спасибо большое.
ОтветитьУдалитьСпасибо за полезную информацию.
ОтветитьУдалитьСпасибо за интересно подобранный материал. Особенно актуален при подготовке ребенка к школе.
ОтветитьУдалитьОтличный и очень актуальный материал!
ОтветитьУдалитьОгромное спасибо.
ОтветитьУдалить