Игры на развитие речи
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в процессе
которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память,
воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того, игра — это
своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного
опыта. Д.В. Менджерицкая
Для
детей от 5 до 6 лет
"Чьи
покупки?"
Цель: закрепление обобщающих
понятий, развитие словаря.
Для
этой игры понадобятся игрушечный заяц и мишка, пакет, фрукты и овощи. Можно использовать
картинки с изображением овощей и фруктов или муляжи. Предложите ребёнку
послушать, что случилось с зайчиком и мишкой в одной истории.
"Зайчик
и мишка пошли в магазин. Зайчик купил фрукты, а мишка - овощи. Продавец сложил
их покупки в один пакет, и зайчик с мишкой теперь никак не могут разобраться,
кто из них что купил". Поможем зайчику и мишке?
Ребёнок
по очереди достаёт из пакета все предметы и объясняет, чья это покупка. В концы
игры подводим итог: "Что же купил зайчик? Какие фрукты он купил? Что купил
мишка? Какие овощи он купил?"
В
этой игре покупки могут быть самые разные: обувь и одежда, посуда и продукты
питания, головные уборы и игрушки, инструменты и электробытовые приборы.
"Подбери
словечко"
Цель: расширение словарного
запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным.
В
эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.
Про
что можно сказать "свежий"… (воздух, огурец, хлеб, ветер);
"старый"… (дом, пень, человек, ботинок); "свежая"…
(булочка, новость, газета, скатерть); "старая"…(мебель, сказка,
книга, бабушка); "свежее"… (молоко, мясо, варенье);
"старое"…(кресло, сиденье, окно).
"Скажи
наоборот"
Цель: расширение словаря
антонимов.
У
этой игры есть два варианта. Первый вариант легче, так как ребёнок в своих
ответах опирается не только на речь взрослого, но и на картинный материал.
Второй сложнее, так как опора происходит только на речь взрослого.
1.
С опорой на картинки:
Дедушка
старый, а внук …
Дерево
высокое, а куст …
Море
глубокое, а ручеёк …
Дорога
широкая, а тропинка …
Перо
легкое, а гиря …
Летом
нужна летняя одежда, а зимой …
2.
Без опоры на картинки:
Пирожное
сладкое, а лекарство …
Ночью
темно, а днем …
У
волка хвост длинный, а у зайца …
Хлеб
мягкий, а сухарь …
Чай
горячий, а лед …
Летом
жарко, а зимой …
"Кто
кого обгонит?"
Цель: формирование умения
правильно согласовывать слова в предложении в винительном падеже.
Для
этой игры понадобятся картинки с изображением животных, транспорта, людей или
насекомых. Всё зависит от Вашей фантазии.
Показываем
ребёнку две картинки и задаём вопрос: "Кто кого обгонит?"
Заяц
и черепаха… (Заяц обгонит черепаху).
Гусеница
и змея… (Змея обгонит гусеницу).
Поезд
и самолёт… (Самолёт обгонит поезд).
Мотоцикл
и велосипед… (Мотоцикл обгонит велосипед).
Человек
и машина… (Машина обгонит
человека).
"Незнайкины
ошибки"
Цель: развитие слухового
внимания, умения согласовывать слова в предложении в винительном падеже.
Расскажите
ребёнку историю о том, как Незнайка ходил в осенний лес. Ему там так
понравилось, что он поделился своими впечатлениями со своими друзьями, но
допустил в рассказе ошибки. Нужно помочь Незнайке исправить его ошибки.
В
осеннем лесу.
Я
ходил в осенний лес. Там я видел серый заяц, рыжая белка, колючий ёж. Заяц ел
морковка. Белка шелушила еловая шишка. Ёж бежал по лесная тропинка. Хорошо в
осенний лес!
"Мама
потерялась"
Цель: формирование умения
правильно согласовывать слова в предложении в родительном падеже, развитие
словаря, закрепление обобщающих понятий "Дикие животные" и
"Домашние животные".
В
этой игре нам понадобятся картинки с изображением диких и домашних животных и
их детёнышей. Детёныши потерялись, а мамы их ищут и никак не могут найти. Надо
обязательно помочь мамам найти своих малышей.
Пример:
Корова ищет…(телёнка). Вот телёнок.
Лошадь
ищет…(жеребёнка).
Свинья
ищет…(поросёнка).
Собака
ищет…(щенка).
Кошка
ищет…(котёнка).
Коза
ищет…(козлёнка).
Овца
ищет…(ягнёнка).
Лисица
ищет…(лисёнка).
Зайчиха
ищет…(зайчонка).
Волчица
ищет…(волчонка).
Ежиха
ищет…(ежонка).
Медведица
ищет…(медвежонка).
Белка
ищет…(бельчонка).
В
конце игры можно спросить ребёнка, каких животных он поселил бы в лесу, а каких
рядом с домом человека. Как называются животные, которые живут в лесу? (Дикие
животные.) Как называются животные, живущие рядом с человеком? (Домашние
животные.)
Комментариев нет:
Отправить комментарий