четверг, 23 апреля 2020 г.

Развиваем речь,играя.

Добрый день, уважаемые родители! Предлагаю выполнить  упражнения с детьми для развития лексико-грамматических средств языка.


"Подбери словечко"
Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным.
В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.
Про что можно сказать "свежий"… (воздух, огурец, хлеб, ветер); "старый"… (дом, пень, человек, ботинок); "свежая"… (булочка, новость, газета, скатерть); "старая"…(мебель, сказка, книга, бабушка); "свежее"… (молоко, мясо, варенье); "старое"…(кресло, сиденье, окно).
"Скажи наоборот"
Цель: расширение словаря антонимов.
У этой игры есть два варианта. Первый вариант легче, так как ребёнок в своих ответах опирается не только на речь взрослого, но и на картинный материал. Второй сложнее, так как опора происходит только на речь взрослого.
1. С опорой на картинки:
Дедушка старый, а внук …
Дерево высокое, а куст …
Море глубокое, а ручеёк …
Дорога широкая, а тропинка …
Перо легкое, а гиря …
Летом нужна летняя одежда, а зимой …
2. Без опоры на картинки:
Пирожное сладкое, а лекарство …
Ночью темно, а днем …
У волка хвост длинный, а у зайца …
Хлеб мягкий, а сухарь …
Чай горячий, а лед …
Летом жарко, а зимой …

«Горячий – холодный»
Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.
Ход: Взрослый , бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч , называет другое – с противоположным значением.
взрослый:-Дети:
Горячий - холодный
Хороший - плохой
Умный - глупый
Весёлый - грустный
Острый-тупой
Гладкий-шероховатый
Высокий – низкий
Красивый - страшный
Мокрый - сухой
Добрый злой

Формирование слоговой структуры слова


Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, – одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребёнка родному языку в детском саду и в семье.
Для воспитания полноценной личности нужно устранить всё, что мешает свободному общению ребёнка с коллективом. Важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, чётко, выразительно. Особенно необходимым для ребёнка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать грамотой. Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов, и это одна из причин возникновения дисграфий и дислексий у школьников.
Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков). Нарушение слоговой структуры слова обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи. Как правило, диапазон данных нарушений варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребёнком двух- и трёхсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность. Отклонения в воспроизведении слогового состава слова могут проявляться следующим образом:
1. Нарушение количества слогов:
– сокращение слога;
– опускание слогообразующей гласной;
– увеличение количества слогов за счёт вставки гласных.
2. Нарушение последовательности слогов в слове:
– перестановка слогов;
– перестановка звуков соседних слогов.
3. Искажение структуры отдельного слога:
– сокращение стечений согласных;
– вставки согласных в слог.
4. Уподобление слогов.
5. Персеверации (циклическое повторение).
6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими).
7. Контаминации (смешение элементов слова).
Нарушение слоговой структуры слов может сохраняться у детей с патологией речевого развития довольно долго, обнаруживаясь всякий раз, как только ребёнок сталкивается с новой звуко-слоговой и морфологической структурой слова [4].
Выбору методов и приёмов коррекционной работы по устранению данного нарушения всегда предшествует обследование ребёнка, в ходе которого выявляется степень и уровень нарушения слоговой структуры слов. Это позволит установить границы доступного для ребёнка уровня, с которого следует начинать коррекционные упражнения.
В основе данного вида работы лежит принцип системного подхода  в коррекции речевых нарушений и классификация А.К.Марковой [10], которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности:
1. Двухсложные слова из открытых слогов (ива, дети).
2. Трёхсложные слова из открытых слогов (охота, малина).
3. Односложные слова (дом, сок).
4. Двухсложные слова с закрытым слогом (диван, мебель).
5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).
6. Двухсложные слова из закрытых слогов (тюльпан, компот).
7. Трёхсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон).
8. Трёхсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки).
9. Трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягнёнок, половник).
10. Трёхсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрёшка).
11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф).
12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт).
13. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (плётка, кнопка).
14. Четырёхсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).
Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. Свою работу я строила в два этапа:
– подготовительный; цель данного этапа – подготовить  ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка;
– коррекционный; цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребёнка.
На подготовительном этапе я проводила упражнения сначала на невербальном уровне, а затем на вербальном.
Упражнение «Повтори так же»
Цель: учить воспроизводить заданный ритм.
Материалы: мяч, барабан, бубен, металлофон, палочки.
Ход упражнения: Логопед задаёт ритм с одним из предметов, ребёнок должен повторить так же.
Упражнение «Сосчитай правильно»
Цель: учить считать звуки.
Материал: детские музыкальные и шумовые инструменты, карточки с цифрами, кубик с точками.
Ход упражнения:
Вариант 1. Ребёнок хлопает в ладоши (стучит в бубен и др.) столько раз, сколько точек выпало на кубике.
Вариант 2. Логопед воспроизводит звуки, ребёнок считает их и поднимает карточку с соответствующей цифрой.
Упражнение «Выбери схему»
Цель: учить соотносить ритмический рисунок с его схемой на карточке.
Материал: карточки со схемами ритмических рисунков.
Ход упражнения:
Вариант 1. Логопед задаёт ритмический рисунок, ребёнок выбирает соответствующую схему на карточке.
Вариант 2. Ребёнок воспроизводит ритмический рисунок по заданной схеме.
Упражнение «Длинное – короткое»
Цель: учить различать длинные и короткие по звучанию слова.
Материал: фишки, длинные и короткие полоски бумаги, картинки.
Ход упражнения:
Вариант 1. Логопед произносит слова, ребёнок кладёт фишку на длинную или короткую полоску.
Вариант 2. Ребёнок называет слова на картинках и раскладывает их на две группы: к длинной полоске и к короткой.
На коррекционном этапе работа проводилась на вербальном уровне с обязательным «включением» слухового, зрительного и тактильного анализаторов.
Упражнения на уровне звуков:
1.    «Произнеси звук А столько раз, сколько точек на кубике. Произнеси звук О столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши.»
2.    «Узнай, какой звук (серию звуков) я произнесла». Узнавание по беззвучной артикуляции, произнесение с голосом.
3.    Определение ударного гласного в ударной позиции (в серии звуков).
Упражнения на уровне слогов:
– Произносить цепочку слогов с одновременным нанизыванием колец на пирамидку (построением башенки из кубиков, перекладыванием камешков или бусинок).
– «Пальчики здороваются» – произнесение цепочки слогов с прикосновением на каждый слог пальцев руки с большим пальцем.
– Сосчитать количество слогов, произнесённых логопедом.
– Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов.
– Запоминание и повторение цепочки слогов разных типов.
Упражнения на уровне слова:
Игра с мячом
Цель: учить отхлопывать слоговой ритм слова.
Материал: мяч.
Ход игры: ребёнок отбивает мячом ритм заданного логопедом слова.
Игра «Телеграф»
Цель: развивать умение делить слова на слоги.
Материал: палочки.
Ход игры: ребёнок «передаёт» заданное слово, отстучав его ритмический рисунок.
Игра «Сосчитай, не ошибись»
Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.
Материал: пирамидка, кубики, камешки.
Ход игры: ребёнок произносит заданные логопедом слова и выкладывает камешки (кольца пирамидки, кубики). Сравнить слова: где камешков больше, то и слово длиннее.
Игра с мячом «Передай дальше»
Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.
Материал: мяч.
Ход игры: дети передают мяч друг другу  и одновременно называют слог заданного слова.
Игра «Назови правильное слово»
Цель: учить различать правильно звучащие слова.
Материал: картинки.
Ход игры: логопед произносит слова неправильно, ребёнок называет слова правильно (если ребёнку трудно выполнить задание, то в помощь даются картинки).
Упражнение «Что изменилось?»
Цель: учить различать разную слоговую структуру слова.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок объясняет различие между словами.
Слова: кот, кошка, котёнок. Дом, домик, домище.
Упражнение «Найди самое длинное слово»
Цель: закреплять умение делить слова на слоги.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок выбирает из предложенных картинок ту, на которой изображено самое длинное слово.
Упражнение «Сосчитай, не ошибись»
Цель: закреплять умение детей делить слова  на слоги.
Материал: картинки, карточки с цифрами.
Ход упражнения: Логопед показывает картинки, дети показывают цифру, соответствующую количеству слогов в слове (вариант усложнения – цифру ударного слога).
Упражнение «Какое слово отличается»
Цель: учить различать слова с разной ритмической структурой.
Материал: картинки.
Ход упражнения: логопед называет серию слов, дети определяют лишнее слово (использовать картинки, если дети затрудняются).
Слова: бак, рак, мак, ветка. Вагон, бутон, батон, самолёт.
Упражнение «Назови одинаковый слог»
Цель: закреплять умение сравнивать слоговую структуру слов.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок должен найти одинаковый слог в предложенных словах (самолёт, молоко, прямо, мороженое).
Игра «Конец слова за тобой»
Цель: учить синтезировать слова из слогов.
Материал: мяч.
Ход игры: логопед начинает слово и бросает мяч ребёнку, он добавляет одинаковый слог ША: ка…, ва…, Да…, Ма…, Ми…
Упражнение «Назови ласково»
Цель: учить чётко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при образовании имён существительных.
Материал: мяч.
Ход упражнения: логопед, бросая мяч ребёнку, называет предмет. Ребёнок, возвращая мяч, называет его «ласково».
Бант – бантик,   бинт – бинтик, куст – кустик, шарф – шарфик, лист – листик.
Игра «Наведём порядок»
Цель: совершенствовать слоговой анализ и синтез.
Материал: набор карточек со слогами на тонированной бумаге.
Ход игры: дети выбирают из общего количества слоги и расставляют их в нужном порядке.
Игра «Кто больше»
Цель: совершенствовать умение синтезировать слова из слогов.
Материал: набор карточек со слогами на бумаге одного цвета.
Ход игры: из общего количества слогов дети выкладывают как можно больше вариантов слов.



суббота, 18 апреля 2020 г.

Использование мультипликаци в системе коррекционно-логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.


  "Сказка про маленького паучка"


       

суббота, 1 февраля 2020 г.

" Рождественские колядки"

Колядки- традиция на рождество для детей,которая  так нравится многим ребятам. Колядки для детей -это песни,веселые костюмы,стихи и сладости,которые можно получить ,спев песенку .  

пятница, 6 декабря 2019 г.

Изготовление тренажёров для дыхательной гимнастики в логопедической работе с дошкольниками




Изготовление тренажёров для дыхательной гимнастики в логопедической работе с дошкольниками

Актуальность
В настоящее время, наметилась устойчивая  тенденция ухудшения здоровья детей. Объем познавательной информации для дошкольников достаточно высок, растет доля умственной нагрузки и в режиме дня. Вследствие этого нередко наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их дальнейшего развития. Сохранение и укрепление здоровья ребенка — ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени — дошкольного образования. Для достижения этой задачи в ДОУ используются различные методики и формы работы.
Одним из способов улучшения состояния детского организма является использование дыхательных упражнений в процессе организованной образовательной деятельности и в свободном времяпровождении ребенка.
Дыхательная гимнастика в логопедической работе с детьми.Тренировка артикуляционных органов и развитие речевого дыхания является едва ли не основным моментом в структуре логопедических  занятий с детьми, имеющими дефекты звукопроизношения. Необходимость развития речевого дыхания у дошкольников связано с тем, что в речи ребенка появляются  сложные конструкции предложений, при произнесении которых требуется более продолжительная воздушная струя.
Основными задачами  дыхательных упражнений  в логопедической работе являются:
O  развитие глубокого вдоха и длительного, плавного выдоха;
O  выработка у детей умения правильно дышать в процессе речи;
O  выработка у детей умения тонкого регулирования дыхания при произнесении 4-6 слогов, сложных слов; фразы.


Существует очень много интересных упражнений (комплексы дыхательной гимнастики) для развития дыхания детей дошкольного возраста, которые необходимо обязательно включать в различные виды детской деятельности. Пособия для дыхательной гимнастики в детском саду можно приобрести в магазинах. А мы делаем их своими руками вместе с детьми.


« Аквариум»
Цель:  тренировать дыхательную систему. Научить детей правильно дышать через нос, рот, и при дыхании выполнять различные упражнения.
- снимать эмоциональное напряжение
- оздоровление организма. Так же это пособие используется как материал при прохождении тем "Подводный мир".

«Горячий чай »

Цель: Развитие речевого дыхания, формирование умения делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха) 


« Футбол»
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха;
активизация губных мышц.











четверг, 10 октября 2019 г.

Су-джок терапия для детей

Су-джок терапия для детей: как превратить лечение в весёлую игру
Научные исследования говорят о том, что фундамент физического и психического здоровья человека закладывается еще в раннем детстве, а точнее в первые семь лет жизни ребенка. Именно в этот период происходит становление внутренних органов и систем, совершенствуется иммунная защита, развиваются такие психические процессы, как восприятие, память, мышление, воображение, внимание, закладываются основные черты личности. Вот почему Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) такое большое внимание уделяют гармоничному развитию личности и применению здоровьесберегающих технологий, среди которых особый интерес вызывает су-джок-терапия для детей.


Ученые утверждает, что природа заложила в человеческое тело механизм, способный эффективно, без помощи извне, избавляться от болезней. Своеобразным «пультом управления», запускающим восстановительные процессы, являются активные точки, расположенные на стопах, пальцах и ладонях (отсюда и название лечебного метода, означающее в переводе с корейского «Кисть-стопа»).
Используя этот массаж в детском возрасте, мы преследуем следующие цели:
1.    Укрепить здоровье ребенка. Причем, речь не только о профилактике заболеваний, но и о борьбе с ними: ведь раздраженные массажем нервные окончания, расположенные на кистях и стопах, посылают импульсы в головной мозг, а тот дает ответную команду на активизацию функций рефлекторных органов.
2.    Уравновесить психоэмоциональное состояние малыша. Массаж су- джок позволяет создать энергетический баланс в теле человека, привести в норму процессы возбуждения и торможения, помогая избавиться от гиперактивности, тренируя усидчивость и умение концентрироваться
3.    Повысить иммунную защиту организма.
4.    Стимулировать развитие познавательного интереса, памяти, внимания, мышления.
5.    Подготовить руку будущего школьника к письму.
Пальчиковые   игры с использованием шарика - массажера и эластичных колец  Су – Джок

             Пальчиковая игра «Черепаха». (С шариком)
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем
на левой.


Шла большая черепаха            (дети катают Су-Джок между ладоней)
И кусала всех от страха,
Кусь, кусь, кусь, кусь,                (Су-Джок между большим пальцем и  
                                                      остальными, которые ребенок держит  
                                                      «щепоткой». Надавливают ритмично на
                                                       Су Джок, перекладывая из руки в руку).
Никого я не боюсь.                   (дети катают Су-Джок между ладоней).

Пальчиковая игра «Ёжик». (С шариком)
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем
на левой.
Ёжик, ёжик, хитрый ёж,
на клубочек ты похож.            (дети катают Су-Джок между ладонями)
На спине иголки                         (массажные движения большого пальца)
        очень-очень колкие            (массажные движения указательного пальца)
Хоть и ростом ёжик мал,             (массажные движения среднего пальца)
нам колючки показал,           (массажные движения безымянного пальца)
А колючки тоже                                  (массажные движения мизинца)
на ежа похожи.                         (дети катают Су-Джок между ладонями)

Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик». (с массажными кольцами)
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем
 на левой.
- Мальчик-пальчик,
     Где ты был?                 (надеваем кольцо  Су-Джок на большой палец)
- С этим братцем в лес ходил               (надеваем кольцо  Су-Джок на  
                                                                                        указательный палец)
 -С этим братцем щи варил,     (надеваем кольцо  Су-Джок на
                                                                                              средний палец)
-С этим братцем кашу ел,     (надеваем кольцо  Су-Джок на
                                                                                       безымянный палец)
-С этим братцем песни пел.    (надеваем кольцо  Су-Джок на
                                                                                       указательный палец).

Пальчиковая игра с шариком Су - Джок.
Описание: Движения шарика выполняются в соответствии с текстом.
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.

Массаж пальцев эластичным кольцом.
Описание: Дети поочередно прокатывают массажные кольца по каждому пальцу, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.
Раз – два – три – четыре – пять,                           (разгибать пальцы по одному)
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный,
самый толстый и большой.                               (прокатывать кольцо по пальцу)
Этот пальчик для того,
чтоб показывать его.                                         (прокатывать кольцо по пальцу)
Этот пальчик самый длинный
и стоит он в середине.                                       (прокатывать кольцо по пальцу)
Этот пальчик безымянный,
он избалованный самый.                                  (прокатывать кольцо по пальцу)
А мизинчик, хоть и мал,
очень ловок и удал.                                           (прокатывать кольцо по пальцу)


Массаж пальцев эластичным кольцом.
Описание: Дети поочередно прокатывают массажные кольца по каждому пальцу, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.
На правой руке:
Этот малыш-Илюша,                                       (прокатить по большому пальцу)
Этот малыш-Ванюша,                             (прокатить по указательному пальцу)
Этот малыш-Алеша,                                          (прокатить по среднему пальцу)
Этот малыш-Антоша,                                 (прокатить по безымянному пальцу)
А меньшего малыша зовут Мишуткою, друзья.           (прокатить по мизинцу)
На левой руке:
Эта малышка-Танюша,
Эта малышка-Ксюша,                                                        (движения те же)
Эта малышка-Маша,  
Эта малышка-Даша,  
А меньшую зовут Наташа.  

Пальчиковая игра «Зайки на лужайке». (с шариком)
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем
на левой.
На поляне, на лужайке                                 (катать шарик между ладонями)
Целый день скакали зайки.                               (прыгать по ладошке шаром)
И катались по траве,                                                    (катать вперед – назад)
От хвоста и к голове.
Долго зайцы так скакали,                                 (прыгать по ладошке шаром)
Но напрыгались, устали.                                (положить шарик на ладошку)
Мимо змеи проползали,                                                    (вести по ладошке)
«С добрым утром!» - им сказали.
Стала гладить и ласкать
Всех зайчат зайчиха-мать.                               (гладить шаром каждый палец)


10 советов логопеда, как помочь ребёнку заговорить!   Поощряйте ребёнка всегда смотреть на Вас, когда Вы говорите! Дети учатся путём подража...