воскресенье, 10 декабря 2023 г.

Артикуляционная гимнастика для формирования гласных звуков А, О, И, Э в играх-рассказах.

Артикуляционная гимнастика для формирования гласных звуков А, О, И, Э в играх-рассказах.

Каждый родитель желает, чтобы речь ребенка была красивой и правильной. Один из признаков правильной речи — четкое и чистое звукопроизношение. Для того, чтобы научить ребенка хорошему, качественному произношению, родителям стоит обратить внимание на артикуляционную гимнастику.

     Цель артикуляционной гимнастики-вызывание правильного произношения звуков, формирование яркого, акустико-артикуляционного образа коррегируемого звука.

     Задачи артикуляционной гимнастики:

  • Стимуляция движений кончика языка, передне-средней части спинки языка, и его корня;
  • Развитие точных движений языка;
  • Умение воспроизводить и удерживать определенные артикуляционные позы;
  • Активизация работы мышц верхней губы;
  • Перевод артикуляционной базы в передние отделы ротового резонатора, нормализация положения языка в полости рта;
  • Развитие координации движений языка, губ, челюсти, выдоха;
  • Снятие напряжения с мышц шеи, гортани, языка, губ, челюсти;
  • Осознанное усвоение артикуляционного уклада изучаемого звука;
  • Яркое восприятие артикуляционного и акустического образа звука.

     Формирование артикуляционного праксиса у детей преддошкольного возраста следует проводить опосредованным путем, так как у них отмечается задержка в формировании контроля и управления органам артикуляции. Дети еще не ощущают положение языка, губ, челюсти при произнесении того или иного звука. Поэтому артикуляционная гимнастика должна проводится не по прямой словесной инструкции взрослого, а опосредованным путем, путем вызывания образа того или иного артикуляционного движения, позы или звука, путем игротерапии.

Опосредованная методика предполагает широкое применение в работе игрушек, сказочных масок, трафаретов, звукоподражаний, фонограмм, воображаемых ситуаций, игр, текстов-рифмовок, игр-рассказов, сказок, текстов-инцсценировок.

Предлагаю вашему вниманию  артикуляционные упражнения для формирования гласных звуков А, Э, И, О.


Игра-рассказ.

Знакомство с язычком.


Кто живет во рту у нас?

Может рассказать рассказ,

Может песни петь, кричать,

Так не любит он молчать,

Все стрекочет, как сверчок!

Кто же это? – Язычок!


Кто же прячет язычок?

Запирает на крючок.

Не дает гулять ему,

Так, что скучно одному.

Двери две- сначала губы, (Улыбочка)

Верь вторая – это зубы. (Заборчик)



Много может язычок:

Он и тонок и широк,

Может чашечкою быть (Чашечка),

Моет петь и говорить,

Может цокать, как лошадка (Лошадка),

Может бегать без оглядки.


Хочет – в домике сидит,

Хочет – дверку отворит,

На крылечко прибежит (Крылечко),

Влево, вправо поглядит.(Часики)

Ну, а ксли он устал,

Снова в домике пропал….


Вот, какой у нас дружок –

Добрый, славный язычок!


Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука А.


Упражнение «Птенчики»

Кушать птенчики хотят,

Маму ждут, но не шумят.

Ротик на замок закрыт,

Очень тихо все сидят. (Губы сомкнуть, придерживать указательным пальчиком)

Мама зернышко несет!

Открывайте шире рот!



Упражнение «Замочки»

Мы замочки раскрываем,

Шире ротик открываем (Рот широко открыт)

Спит спокойно язычок… (Язык лежит на нижней губе в спокойном состоянии)

Снова ротик на замок!


Упражнение «Язычок устал»

Бегал, прыгал язычок,

Лег в кроватку, и молчок.

В зубки упирается,

Лежит, не напрягается. (Горка)



Упражнение «Язычок гуляет»

Язычок пошел гулять. (Рот широко открыт, вывести широкий, расслабленный язык на нижнюю губу)

В домик спрятался опять (Язык в состоянии покоя лежит за нижними резцами)


Упражнение «Киска лакает молочко»

Молоко лакает кот

Котик нас лакать зовет. (Ребенок высовывает язык, имитируя лакание молока)


Упражнение «Песенка для куколки»

Куколку качай, «А» ей напевай!

А-А-А…

«А!» Красивый звук какой!

Ну-ка шире рот открой!




Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука Э.


Упражнение «Мишка»

-«Э» как мишка вы пропойте,

Ротик широко откройте! (Рот широко открыт)


- Ваня с Мишенькой играет,

И о комнате гуляет,

Как Мишутка напевает:

«Э-э-э-э!»


- Мишка песню напевает,

Мишка ротик открывает,

Шире ротик открывай,

И Мишутке подпевай:

«Э-э-э-э»



Упражнение «Улыбка»

Мишка улыбается

И не напрягается.

Улыбнись, «Э» протяни,

Подбородок опусти!


Упражнение «Песенка для Мишки»

Мишеньку качаю:

Песню напеваю: «Э, э, э, э»

Упражнение «Кто как поет»

Как поет Козленок? Мэ, мэ, мэ.

А барашек как поет? – бэ, бэ, бэ…

   


Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука И.


Упражнение «Улыбаемся»

Улыбнулись губки,

Показались зубки.

Губы улыбнулись,

К ушкам потянулись (Улыбочка)



Упражнение «Гуляем, отдыхаем»

Язычок у нас гуляет…(Широкий кончик языка лежит на нижней губе)

В ротик лег и отдыхает…. (Язык в состоянии покоя лежит за нижними зубами)


Упражнение «Петрушка»

Посмотрите, как Петрушка

Тянет ротик прямо к ушкам.

И скажите: «И, и, и –

Ротик к ушкам растяни!» (Улыбочка)


Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука О.


Упражнение «Шарик»

Шарик губками возьми,

«О» тихонько протяни! (Колечко)


Упражнение «Удивляемся»

Дети удивляются,

Губы округляются

«О» - ребята удивляются

Губы сразу округляются.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Сформированность фонематического слуха – главное условие успешного обучения грамоте»

  « Сформированность фонематического слуха – главное условие успешного обучения грамоте»               Основной задачей в процессе обучения ...